Я бы в стартаперы пошел, пусть меня научат!

28 ноября завершил свою работу Санкт-Петербургский международный научно-образовательный салон. Мероприятие является одним из крупнейших отраслевых событий в году. В течение трех дней Салон посетило более 10 000 человек.

Второй день работы Научно-образовательного салона
Второй день работы Научно-образовательного салона

В этом году основной темой обсуждения стали «возможности образования и науки для ускоренного роста национальной экономики». Салон объединил представителей учебных заведений, экспертов в области образования и профориентации, работодателей, школьников старших классов и студентов первых курсов университетов и средних профессиональных учреждений (СПО). В рамках Научно-образовательного салона прошло более 40 мероприятий. Одним из самых обсуждаемых на Салоне стал тин-ток «Стартап со школьной скамьи».

Помимо опытных экспертов из сферы образования и стартап-индустрии к участию в тин-токе были приглашены молодые предприниматели, которые начали работу по созданию инновационных проектов в школьные годы. В процессе дискуссии участники мероприятия отметили высокий интерес к предпринимательской деятельности у старшеклассников. Статистика подтверждает наметившийся тренд: в прошлом году на конкурс научно-технологических проектов «Большие вызовы», организованный для учащихся 7—11 классов и учеников СПО, было подано 12,5 тысяч заявок. На вопрос не рано ли в юном возрасте начинать работать над не детскими задачами, эксперты отвечают однозначно - не рано: «Знать все и сразу абсолютно точно не обязательно. Современный школьник может все. Особенно, если у него есть нужные качества, такие как уверенность в себе и в том, что он делает, коммуникабельность и лидерские таланты. А все прикладные знания придут по мере необходимости в процессе развития проекта и набивания собственных шишек», - считает Елена Климшина, директор Центра инновационного предпринимательства Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Санкт-Петербург.

При этом эксперты отмечают, что инициативность и желание заниматься стартап-проектами у школьников зачастую зависит от того, как построен образовательный процесс в школе. «Там, где проектная работа встроена в учебный план, интерес школьников к исследовательской деятельности, степень их вовлеченности и нацеленности на результат гораздо выше», - отметила Ольга Молоканова, заведующая лабораторией полимерных и композиционных материалов SmartTextiles Балтийского федерального университета им. И.Канта. Под руководством Ольги старшеклассники Тюменского лицея №81 провели учебно-исследовательскую и опытно-конструкторскую работу, результатом чего стало создание прототипа зимней перчатки из электропроводящего текстиля. С этим проектом лицеисты выиграли конкурс «Большие вызовы» и подали заявку на получение гранта под дальнейшее развитие проекта. По словам эксперта, инициатором совместной работы выступил лицей. В процессе сотрудничества проектная команда школьников не просто выполняла методологические рекомендации, но и проявляла инициативу, находчивость и предприимчивость: «Уровень подготовки презентации проекта, итоговый результат - слаженной работе этой группы школьников может позавидовать опытная команда «взрослого» стартап-проекта».

Тин-ток "Стартап со школьной скамьи"
Тин-ток "Стартап со школьной скамьи"

Говоря о создании стартапов, эксперты напомнили неутешительную статистику выживания технологических проектов, из которых порядка 95% терпят неудачу. При этом низкий шанс на успех не должен становится стоп-фактором для молодых предпринимателей, считает Елизавета Мошурова, руководитель центра маркетинга и организации приема факультета технологического менеджмента и инноваций университета ИТМО: «Работу над стартапом надо воспринимать, прежде всего, как процесс личного роста, профориентации и набора компетенций». В ИТМО широко развита практика поддержки школьников-стартаперов. В течение года в вузе проходят образовательные мероприятия, направленные на получение знания в предметной области и установление полезных деловых контактов. В летний и зимний период проводятся тематические интенсивы и стажировки. Ежегодный конкурс ITMO.STARS дает возможность абитуриентам с лучшими технологическими проектами получить финансирование на обучение в вузе.

Построение карьеры со школьной скамьи вполне возможный сценарий, но начинать «надо тогда, когда сам созрел», уверена Елена Климшина: «Когда амбиции проснулись, все само начнет настраиваться». С этим согласен и Михаил Дмитренко, студент 4 курса Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Санкт-Петербург, основатель онлайн-школы для студентов Talkоvo: «Карьеру можно строить и со школы, но оптимальнее – в университете. Слишком спешить не стоит, сначала надо понять, как устроен «мир взрослых». Студент 3 курса Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого Александр Травин считает, что сегодня для школьников существует много возможностей попробовать себя в чем-то еще, если правильно выстроить учебный процесс: «Победа в олимпиаде обеспечила мне поступление в вуз и сэкономила время на подготовку к ЕГЭ. Это позволило перераспределить ресурсы на разработку идеи стартапа и создание прототипа продукта». Проект Александра по созданию аэроранца для передвижения на лыжах стал победителем конкурса «Студенческий стартап».

Начать дискуссию