Почему на интервью с заказчиком нужно много почемукать? Информация низкой и высокой плотности. Часть 3/6
Интервью. Часть 1
Интервью. Часть 2
Интервью. Часть 3 (вы здесь)
Интервью. Часть 4
Интервью. Часть 5
Интервью. Часть 6
Привет, дизайнерам, прототипировщикам, лэндологам и всем тем, кто создаёт сайты. Отдельный привет и спасибо Андреям за наставления по работе с хейтом :)
Итак, во второй части мы узнали, что «лопата» — это вопросы, которые необходимо задавать на интервью, чтобы откопать смыслы о компании и продукте. Но этим инструментом нужно научиться пользоваться. Как, собственно, и любым. Именно поэтому файл с 200 вопросами будет доступен только в 6-й части материала про интервью (бесплатно).
В конце этой статьи ссылка на бесплатную полезную методичку «5 why».
Каждый вопрос — это взмах лопатой. И чем больше взмахов, тем выше вероятность, что мы докопаемся до сути.
Суть — это смысловой экстракт. Твёрдая и важная информация, которая мгновенно создаёт однозначный образ в голове у читателя. Иными словами, это информация, в которой достаточно конкретных деталей, чтобы 100 из 100 человек интерпретировали её одинаково.
Так вот, информация может быть высокой и низкой плотности. Чем больше сути, тем выше плотность. Смотрите примеры ниже.
- Низкая плотность:
Каталог - Средняя плотность:
PDF-каталог с 50-ю товарами: - Высокая плотность (концентрат):
PDF-каталог с 50-ю товарами для дачника, которые пригодятся этой осенью. Вес файла — 5.6 Mb.
Обратите внимание, что объём информации и её плотность — это разные вещи. Именно поэтому задать просто 200 вопросов недостаточно. На каждый ответ клиента необходимо задать ещё уточняющие вопросы по технике «5 why».
«5 why» — это техника для повышения плотности информации. Её принцип заключается в том, чтобы найти причинно-следственную связь.
Утрированный пример, как работает техника «5 why»
Лэндолог: Чем вы отличаетесь от конкурентов?
Клиент: У нас вкусно и точка.
Лэндолог: За счёт чего?
Клиент: У нас готовят только из свежих продуктов.
Тут остановится уже 70% лэндологов и напишет на сайте «Самая вкусная пицца в городе со свежими овощами». Но мы идём дальше.
Лэндолог: Где вы берёте свежие продукты?
Клиент: Мы их берём на местных фермах, нам их сразу с грядок привозят.
Тут отвалится 95% интервьюеров. Но наша задача быть таким душнилой, чтобы все жители вашего города открыли форточки. Ещё один вопрос и, возможно, мы услышим глухой звон лопаты и приятный хруст сути.
Лэндолог: «Сразу» — это в течение какого времени?
Клиент: Через час после сбора урожая — овощи у нас. Это даже в договоре поставщика прописано.
Из такого сильного факта мы можем сделать мощное УТП: «Вкуснейшая пицца со свежими овощами, которые сорвали час назад с грядки».
Конечно, не всегда вы будете нарываться на суть. И взмахов лопатой, возможно, придётся делать вдвое больше. Но уверен, суть я донёс :)
И если вы думаете, что заказчики сразу выдают информацию высокой плотности, то вы ошибаетесь. После интервью я неоднократно слышал, как они сами для себя открыли что-то новое. Например, Сергей Редьков, основатель Just eSIM до интервью рассказывал про продукт с технической точки зрения, как и конкуренты. Но я докопался до многих неочевидных вещей, которые помогли нам в создании прототипа.
Какой бы крутой сформулированный бриф не был, он даже близко не сравнится с эффективностью 200 вопросов и методологии, о которой я продолжу писать в следующих частях. Подписывайся на мой VC, завтра выйдет 4-я часть.
Сегодня в 18:00 по мск в своём Telegram-канале опубликую бесплатный файл-методичку «5 why». Подписывайся и пользуйся. Ну или просто забирай без подписки.