Хорошо ли живется бунтарям? Последствия рабочих протестов
«Мы объявляем забастовку!» – фраза, которая все чаще звучит у входов в офисы крупных компаний. Сегодня по запросу «забастовка» гугл выдает громкие заголовки со всего мира: «Рэкет и скандалы Wildberries», «Германия парализована из-за забастовки транспортников» и пр.
Забастовка ассоциируется у нас с протестом целой толпы, которая хочет, чтобы их недовольство услышали. В России протесты являются законным правом работников, правда согласно закону они могут быть организованы только профсоюзами. На деле протесты профсоюзов встречаются не так часто, да и отношение к забастовкам у многих сотрудников неоднозначное:
- Зачем я буду протестовать, все равно ничего не изменится
- Если я не выйду на работу, меня просто уволят
- Как я потом буду искать работу, если устрою скандал?
Во многом, такое отношение связано с последствиями бунтов. Массовые восстания, возможно, могут помочь в решении проблем, при этом окончательно подорвать отношение работодателя к бунтарям.
Сегодня в статье предлагаем рассмотреть последствия забастовок, которые ждут работодателей и сотрудников. Разберемся с плюсами и минусами протестов, а также обсудим целесообразность забастовок. Приглашаем вместе подумать в комментариях, стоит ли игра свеч?
Кадровое IT агентство RecruitIT помогает компаниям находить Digital и IT специалистов, а соискателям – построить карьеру мечты, получить желаемый оффер и разобраться в трудностях на работе. Подписывайтесь на наш VC и телеграм-канал, чтобы не пропускать полезные карьерные статьи.
Почему вообще происходят забастовки?
Первая крупная забастовка в истории нашей страны связана с протестами 220 тысяч шахтеров в 1991 году (работа встала на 37% шахт всей страны). Только за один месяц простоя страна недополучила 250 млн. рублей, а «успокаивать» шахтеров приезжал Борис Ельцин, тогда еще председатель Верховного Совета, пообещав взять угольную промышленность под личную ответственность. Но, к сожалению, своих целей — повышения зарплаты в два раза и отставки правительства — шахтеры так и не добились.
Зато в сегодняшних реалиях это удалось работникам Wildberries. Нашумевшая история с закрытием пунктов выдачи заказов маркетплейса по всей стране, кажется, только подходит к завершению. Сотрудники требовали отменить систему штрафов за возврат заказа покупателем и уже добились уступок со стороны компании. Не успела затихнуть одна волна протестов, началась другая – поводом стало многомиллионные штрафы, которые селлеры получили из-за новых правил Wildberries. В отличие от истории шахтеров, которая 30 лет назад закончилась ничем, этот кейс стал катализатором для разработки новых правил интернет-торговли.
Во всем мире сотрудники прибегают к протестам, пытаясь оказать давление на работодателей, когда другие методы уже не помогают. Вы наверняка слышали о таких кейсах:
- Протесты курьеров Delivery club в 2022 году из-за изменений условий оплаты
- Региональные забастовки водителей Яндекс.Такси, несогласных с системой оплаты
- 16 января 2023 года 1000 рабочих компании ККС-Sicim, одной из крупнейших строительных фирм Казахстана, устроили забастовку с целью повысить зарплаты на 50%
- Amazon славится постоянными забастовками: в этом году 300 человек на складе Великобритании остановили работу на сутки, а в 2020 в США сотрудники корпорации требовали улучшения условий работы и защиты от COVID-19.
- Буквально на прошлой неделе у офиса компании Google в Цюрихе сотни сотрудников пришли выразить несогласие с массовыми сокращениями
- Прямо сейчас крупнейшая за 30 лет забастовка в Германии парализовала транспортное сообщение: нарушена работа общественного транспорта, аэропортов и железных дорог. Работники сферы обслуживания, транспорта и инфраструктуры требуют увеличить зарплаты.
Чем опасны забастовки для бизнеса и что делать работодателю?
Увидеть толпу недовольных сотрудников у входа в офис – кошмар любого работодателя. Кроме потери нервных клеток есть и другие последствия для бизнеса:
- Убытки. Во время забастовки компания не может функционировать в полном объеме, что может привести к потере прибыли. Как правило, чем дольше длится забастовка, тем больше ущерба причиняется бизнесу.
- Повреждение репутации. Забастовки могут привлечь внимание СМИ и общественности. В зависимости от характера забастовки и требований участников, бизнес может столкнуться с отрицательной реакцией со стороны клиентов и инвесторов, что может повредить его репутации.
- Снижение производительности. Забастовки могут привести к снижению производительности компании, что может повлиять на ее конкурентоспособность. Если забастовка продлится дольше, то компания может столкнуться с проблемой соблюдения договорных обязательств перед клиентами, что может ухудшить ее отношения с ними.
- Ухудшение отношений с сотрудниками. Если забастовка происходит из-за проблем с условиями труда или оплатой, то это может привести к ухудшению отношений между работодателем и сотрудниками. В результате компания столкнется с проблемой удержания талантливых сотрудников и потери квалифицированных кадров.
- Юридические проблемы. Забастовки могут привести к юридическим проблемам, если они не организованы и проведены в соответствии с законодательством. Например, если компания будет принимать меры против участников забастовки, которые противоречат законодательству, то это может привести к судебным тяжбам и нарушению прав сотрудников.
Для работодателей забастовки могут быть серьезным вызовом, который требует адекватной реакции. Ключевым моментом является установление диалога с сотрудниками, выявление причин их недовольства и поиск компромиссных решений. Важно также соблюдать законодательство и не принимать меры против участников забастовки, такие как увольнение или сокращение зарплаты.
Работодатели должны относиться к забастовкам с уважением и серьезностью. Когда сотрудники принимают решение о выходе на забастовку, это означает лишь одно – их не слышат.
Реагировать на забастовки можно по-разному, но стоит держать в голове цель – поиск компромисса. Работодатель, который не может поднять зарплату сотрудникам, столкнувшись с забастовкой не сможет в моменте решить проблему. Поэтому, решать конфликт нужно поэтапно, а для этого важно:
- Связаться с представителями забастовки. Важно выяснить причины их недовольства и узнать, какие изменения могут удовлетворить их требования.
- Слушать и понимать. Необходимо выслушать представителей забастовки и дать им возможность высказать свои требования. Поставить себя на их место.
- Попытаться вместе найти компромисс. Честно рассказать о текущей ситуации и попытаться найти точки соприкосновения. Не рубить с горяча, не увольнять, сокращать, а разговаривать. Предложить поэтапное решение проблемы, которое устроит обе стороны.
В целом, проблема забастовок во многом исходит именно из-за проблем с коммуникациями. Компании, которые создают открытые каналы общения, своевременно информируют сотрудников об изменениях, ведут чистую и открытую политику имеют все шансы предотвратить возникновение недовольств. В этом помогут:
- регулярные one-on-one встречи с сотрудниками;
- опросы, включая анонимные;
- ретро, дейли, презентации и другие командные встречи, на которых бизнес может рассказать о планах и результатах, а сотрудники – дать обратную связь;
- работа HR департамента над удержанием сотрудников, установка доверительных связей.
И базовое место занимает задача каждого бизнеса – работа над улучшением условий труда. Регулярный мониторинг зарплатного рынка, введение социальных льгот, работа над условиями безопасности и другими аспектами всегда влияют на удовлетворенность сотрудников.
Чем опасны забастовки для протестующих сотрудников?
Кроме того, что не все забастовки заканчиваются успехом, есть и другие последствия, к которым нужно быть готовыми при выходе на протест. Первое – потеря заработка. Во время забастовки сотрудники не получают заработную плату, поэтому могут потерять значительную сумму денег.
Второе – негативное отношение со стороны работодателя. В некоторых случаях, работодатель может рассматривать участников забастовки как ненадежных сотрудников, а это может негативно повлиять на будущую карьеру протестующих. В бунтарях владельцы бизнеса видят «угрозу», поэтому после окончания протестов отношение к сотрудникам может поменяться. Легко ли получить повышение после бунта? Почему вдруг босс стал требовать больше результатов? Не кажется ли мне, что ко мне придираются? С такими сомнениями могут столкнуться сотрудники, которые выходили на забастовку.
Третье – потеря репутации со стороны коллег и клиентов компании. Участвующие в забастовке могут быть исключены из командных мероприятий, не будут включаться в список кандидатов на продвижение по карьерной лестнице или же могут потерять ключевых клиентов, которые не поддерживают забастовки. Коллеги, которые хоть и не участвовали в протестах могут почувствовать на себе давление и винить во всем бунтарей.
Получается, участники протестов должны понимать, что их решение выйти на забастовку может повлечь за собой изменение отношений с боссом, коллегами и клиентами. Поэтому, важно тщательно обдумать свои требования и поискать компромиссное решение, прежде чем решать выходить на забастовку. И, если все таки остается лишь один вариант – бунтовать – то стоит взвесить все «за» и «против».
Приглашаем обсудить последствия забастовок в комментариях. Как считаете, могут ли сотрудники рассчитывать на прежнее отношение компании после забастовок? Смогли бы вы сами продолжить работать в компании, в которой вам пришлось бы выходить на протест?
Если сейчас находитесь в поиске компании, которая заботится о своих сотрудниках – отправляйте резюме команде RecruitIT. Персональный рекрутер свяжется с вами и предложит вакансии топовых компаний. Ищете сотрудников? Оставляйте заявку подбор, соберем сильную команду экспертов. Закрываем вакансии в среднем за 18 дней, не отвлекаем компанию нерелевантными кандидатами.
Ни каких забастовок, работаем за еду
В Германии профсоюзы давно продажные и манипулируемы. Всеобщая забастовка транспорта в Германии для создания 15 минутных городов. Это уже не первая.
Считаете, что такое количество народу вышли без особых оснований?
Что такое 15 минутные города?
Если бы компания задерживала зп систематически, то вряд ли бы пошла на протест и забастовки. Ушла бы искать другую работу. Может быть в суд подала, но веры в это мало. Да и времени было бы жалко.
Спасибо, что поделились своим мнением! Получается, что не стали бы вовсе решать вопрос с "нечестным" работодателем?