Upskilling, reskilling и cross-skilling: как три подхода к развитию персонала помогают бизнесу в трудные времена
Сильная система обучения персонала — must-have успешного бизнеса в любое время, а особенно в кризис, когда сотрудникам необходимо как можно быстрее приспосабливаться и приобретать актуальные навыки. Рассказываем, как три ведущие стратегии развития персонала — upskilling, reskilling и cross-skilling — помогают адаптировать кадровый состав к изменениям на рынке.
Согласно отчёту компании Deloitte, около 72% руководителей по всему миру называют способность сотрудников брать на себя новые роли одним из важнейших факторов будущей устойчивости бизнеса.
И это неудивительно: пропасть между навыками, которых требует рынок, и навыками, которыми владеют потенциальные и текущие работники, становится всё более заметной. Компании сталкиваются с дефицитом кадров и оттого особенно остро нуждаются в стратегии развития персонала, чтобы подготовить сотрудников к будущему и достичь бизнес-целей.
Сотрудники и сами понимают необходимость непрерывного образования на рабочем месте. Согласно исследованию компании BCG, готовность к переобучению среди опрошенного персонала составляет 68%.
Больше всего переобучаться хотят те, чьи должности могут быть автоматизированы и заменены технологиями — это работники сферы услуг, специалисты по обслуживанию клиентов и продавцы.
Гибкость — ключевое слово в области развития персонала сегодня. Люди занимают определённую позицию в компании, но всё чаще доучиваются и переучиваются: так организация преобразует кадровый состав, а сотрудники остаются на своих местах. Это не только продуктивно для обеих сторон, но и бюджетно: отпадают затраты на поиск, найм и конкуренцию за квалифицированных специалистов.
Что же такое апскиллинг, рескиллинг и кросс-скиллинг?
Upskilling
Upskilling или повышение квалификации — это укрепление существующих или изучение дополнительных навыков, часто с целью устранить дефицит кадров в компании. Например, руководитель получает степень MBA, чтобы лучше мыслить стратегически и управлять подчинёнными.
Апскиллинг позволяет:
- повысить производительность команды без кадровых перестановок;
- поддерживать работоспособность в краткосрочной и долгосрочной перспективе;
- сотрудникам — открывать новые возможности и продвигаться по карьерной лестнице.
Повышение квалификации особенно актуально в период перемен, когда и бизнесу, и работникам важно предвидеть устаревание навыков. Апскиллинг помогает работодателям удерживать таланты: сотрудники, у которых есть возможность регулярно обучаться и расти в профессии, склонны скорее оставаться лояльными компании.
Reskilling
Reskilling или переквалификация — это обучение новым навыкам для выполнения совершенно другой работы. Например, человек, занимавшийся SMM, развивается в графическом дизайне и полноценно занимает позицию дизайнера.
На практике к рескиллингу прибегают в основном в отраслях, страдающих от нехватки кадров. Переквалификация позволяет восполнить пробелы и привлечь кандидатов, даже если они изначально не обладают необходимыми для закрытия вакансии навыками.
Компании, которые внедряют рескиллинг, получают два ключевых преимущества:
- во-первых, могут адаптировать навыки, приобретаемые сотрудниками, к конкретным потребностям;
- во-вторых — открывать новые перспективы и нанимать людей с разнообразным опытом работы, а не только узким опытом по специальности.
При найме компания с большей вероятностью сосредоточится на мягких навыках: технические навыки будут приобретаться в ходе обучения, поэтому ключевую роль играют личные качества и мотивация кандидатов.
Cross-skilling
Cross-skilling или перекрёстное обучение — это развитие новых навыков, применимых к иным позициям в компании. При кросс-скиллинге сотрудники обучаются выполнять задачи, выходящие за рамки их привычной зоны ответственности. Например, дизайнер интерфейсов может изучить основы программирования, чтобы улучшить взаимопонимание между отделами дизайна и разработки и повысить производительность.
Кросс-скиллинг позволяет:
- повысить гибкость и универсальность кадров;
- снизить монотонность повседневной работы благодаря разнообразным задачам;
- наладить взаимодействие между сотрудниками из разных подразделений.
Один из инструментов кросс-скиллинга — микронаставничество. Это краткосрочный формат обучения, который используется в конкретном случае для определённой цели и подразумевает быстрый результат. Например, редактор учит менеджера по продажам основам инфостиля, чтобы тот сам писал внятные письма потенциальным клиентам.
Какой подход выбрать?
На самом деле, одного правильного ответа нет. У каждого подхода есть свои особенности, у каждой компании — свой уникальный кадровый состав, а у каждого сотрудника — сильные стороны и точки роста, которые нужно учитывать, когда вы планируете образовательную траекторию и дальнейшее развитие персонала.
- Оцените текущий набор навыков сотрудника. Эффективный инструмент для этого — Оценка 360, которая позволяет сформировать полное представление о конкретном сотруднике и даёт работодателю понимание, что и как необходимо развивать. Проанализируйте статистику пройденных тестирований на образовательной платформе, чтобы понять, какие темы и направления роста интересны работнику и даются легче всего, в какую сторону ему двигаться дальше.
- После того, как вы определили, чего не хватает сотруднику и к чему он стремится сильнее всего, составьте на основе этого индивидуальный план развития. На этом этапе вы можете выбрать подход и инструменты и поделиться ими с сотрудником: вдруг тот и сам хотел погрузиться в задачи другого плана и ждал поддержки руководства?
- Чтобы закрепить любые знания, важна практика. Дайте сотруднику возможность проявить себя в работе: наметьте новые задачи и проекты, создайте контекст, где можно было бы с пользой применить приобретённые умения.
Какую бы стратегию вы ни выбрали, команда, способная ориентироваться в различных контекстах — преимущество для компании в любой сфере деятельности.
Развивать персонал и растить сильные кадры помогает цифровая HR-платформа Motivity. Оставляйте заявку на демо — расскажем и покажем, какую роль играет онлайн-платформа в организации успешного обучения.