Осознанное партнерство в вопросах и ответах
Зачастую бизнес строится и реализуется в партнёрских отношениях, наличие партнёра придаёт делу устойчивость, помогает принимать решения оптимальные в разных ситуациях – «одна голова хорошо, а две – лучше».
Но бывает и так, что две, а то и три «головы» не могут договориться между собой. Тогда внутренние разногласия партнеров становятся катализатором разрушения бизнеса.
Казалось бы, в чём сложность обсудить всё заранее и оформить письменные договорённости?
Вот несколько причин:
«О чем говорить?»
«Неудобные вопросы»
«Некогда говорить – надо дело делать»
Шутливая философия - Закон Мёрфи гласит: «Все что может пойти не так, обязательно пойдет не так».
Но если осознанно подойти к вопросу создания партнерства, многие проблемы можно предотвратить.
Существует технология создания осознанного партнерства - «Партнерская сессия». Это системное обсуждение совладельцами бизнеса вопросов управления, корпоративных отношений, личного участия и многих других вопросов важных для существования бизнеса.
Суть метода в проработке различных, в том числе конфликтных, сценариев, выработке способов урегулирования и фиксация договоренностей в письменном виде в момент «пока все хорошо». Главная задача сессии - смоделировать ситуацию, прочувствовать ее и прийти к компромиссному решению.
Ведь когда случается настоящий конфликт, возможности договариваться и идти на контакт практически не остается.
Почему важно письменно зафиксировать договоренности?
Все дело в нашей памяти, с течением времени договоренности забываются (Да мы об этом даже не говорили!!) и искажаются (Да, мы это обсуждали, но мы имели ввиду другое!). Оформив соглашение в письменном виде, проработав формулировки компромиссных решений, убедившись, что смысл написанного понимается сторонами партнерства одинаково и (самое страшное) подтвердив свои слова личной подписью (под торжественную музыку – шутка), легко сделать соглашение «Конституцией» общего дела.
И куда потом девать эту вашу «Конституцию»?
Отдельные договоренности соглашения находят свое отражение в традиционных юридических документах таких как:
корпоративный договор;
устав компании;
опцион на выкуп долей участия;
трудовой договор с директором;
различные локальные акты компании.
Так что будем обсуждать?
Вот примеры тем, которые важно обсудить для создания осознанного партнерства.
Что мы делаем вместе?
Какими принципами руководствуемся?
К каким целям идем?
Что мы ожидаем друг от друга?
Что вкладывает каждый партнер?
Что запрещено в нашем партнерстве?
Как считаем деньги (планирование, отчетность)?
А что с безопасностью партнерства (смерть партнера и наследование долей, брак и развод партнера, личные долги партнера)?
Какой размер долей и почему?
А что, если конфликт?
А что, если фантастический успех (разделить миллионы легко? Делить миллиарды намного сложнее)?
Кто за что отвечает?
Кто сколько работает?
Как оцениваем эффективность работы друг друга?
А можно «улететь на Бали» на полгодика пока зима?
Как делим дивиденды? А делим ли вообще (или капитализируем бизнес)?
Как принимаем решения?
Что можно директору?
Можно ли продать долю и выйти из бизнеса? Как? Выживет ли бизнес?
Здесь далеко не полный перечень вопросов, которые стоит обсудить.
Зачем нам модератор? Мы сами можем обо всем поговорить!
Если коротко, то модератор нужен:
чтобы задавать неудобные вопросы, которые партнёры не могут или не хотят задавать друг другу;
чтобы задавать вопросы о которых люди либо никогда не задумывались, либо не считали это важным;
чтобы не принимать обтекаемых ответов (вот возникнет ситуация, мы сядем и обо всем договоримся, нормальные же люди);
Кроме того партнёрская сессия проводится по определённому сценарию, имеет правила очерёдности коммуникации, тайминг , за соблюдением этих моментов также следит модератор.
Кому нужна партнерская сессия?
В каждой существующей компании возникают рабочие моменты, которые нужно обсуждать. Это ещё не показатель необходимости партнерской сессии. Но если вы стоите на пороге серьезных изменений: изменения сферы деятельности, привлечения новых инвестиций, партнёров или ожидаются серьёзные сложности и даже ошеломительный успех – то стоит задуматься о партнёрской сессии. В этих случаях есть смысл освежить старые договорённости или прийти к новым.
У меня уже есть партнёр, как понять все ли у нас хорошо?
Для того чтобы оценить ваше партнерство ответьте себе на несколько вопросов:
Вас удовлетворяют финансовые результаты бизнеса и скорость его развития?
Вас удовлетворяет ваше влияние на решения и процессы в компании?
Вы довольны партнером: его бизнес-результатами, участием, решениями?
Сложные вопросы вы обсуждаете незамедлительно?
Вы обсудили стратегию развития компании с партнером, его и ваше видение совпадает?
Если вы ответили «нет» хотя бы на один важный для вас вопрос, есть смысл задуматься о партнёрской сессии.
По своему опыту знаю, что на таких сессиях партнёры раскрываются, узнают друг друга с разных сторон, приходит понимание, что хочет каждый из партнёров и как они будут действовать в той или иной ситуации. Создается максимально понятная партнерам карта территории их бизнеса и формируется ценный навык обсуждения сложных и важных вопросов на будущее – партнеры понимают, что могут говорить, а не замалчивать проблемы и копить багаж негатива.
Благодарю, что уделили время прочтению публикации. Буду благодарна за обратную связь. Ответили «нет» на вопросы самодиагностики - го ко мне на сессию. Пишите в комментариях, что вы об этом думаете и о чем еще рассказать. Лайк, шер, репост. Будет еще много всего интересного.
Спасибо! Отличный материал
Благодарю!