75 сильных вопросов Д. Клаттербака для руководителей и собственников бизнеса
Сильные вопросы – это те вопросы, которые побуждают собеседника осознать некую происходящую ситуацию или проблему и самому предложить ее решение. Сам термин был введен профессором Дэвидом Клаттербаком, одним из пионеров коучинга и менторинга, в его книге – руководстве, которая так и называется: «Сильные вопросы для коучей и менторов».
Каждый руководитель – коуч своего коллектива
Коучинг – партнерство с Клиентами, стимулирующее мыслительные и творческие процессы, вдохновляющие клиентов на максимальное раскрытие личного и профессионального потенциала.
Не то же ли самое должен делать каждый, кто руководит коллективом?
Любой нормальный начальник так или иначе стимулирует мыслительные и творческие процессы своих подчиненных (хорошо, когда он это делает без использования нецензурной лексики и других подобных приемов 😊) , вдохновляет на раскрытие профессионального потенциала, впрочем в некоторых случаях, личного, в том числе.
Особенно это актуально в России, где корпоративный коучинг находится на стадии зарождения, где редко какая компания может позволить себе нанять коуча, да и если он будет, то не факт, что сотрудники станут с ним охотно работать. Понятно же, с каким недоверием большинство людей в нашей стране относится к коучингу.
Знание принципов «сильных вопросов» явно упрощает руководителю выстроить эффективные и гармоничные во всех смыслах отношения с коллективом.
Когда и как использовать «сильные вопросы»?
Мы используем «сильные вопросы» в ситуациях, когда необходимо получить от сотрудника предложения по решению какой-либо проблемы или на стадии разработки проекта – в последнем случае получается небольшая стратегическая сессия и она может быть проведена даже с одним представителем компании, который как раз будет заниматься в дальнейшем этим проектом.
Перед тем как задать вопрос, необходимо спросить у самого себя?
- Зачем я хочу задать этот вопрос? (В чём моя мотивация? Вопрос задается, чтобы помочь собеседнику в осмыслении ситуации или, допустим, я хочу удовлетворить свое любопытство?
- Человек готов принять мой вызов? (Я уже имею в наличии достаточно фактов?)
- Когда будет нужный момент, чтобы задать вопрос? (Не прерывайте мысли людей – дайте им сначала подойти к концу своих размышлений).
При формулировке вопроса главное – не критиковать собеседника, ведь как только мы слышим критику в свой адрес, тут же вступаем «в оборону».
Иногда самые сильные вопросы могут быть заданы с опорой на собственные слова клиента. До того, как сформулировать свой сильный вопрос самостоятельно, обратите внимание на то, что клиент только что сказал. Так, утверждение: «Я чувствую, что все плывет по течению» может породить вопрос: «Что с вами происходит, когда вы плывете по течению?» или «Когда вы думаете о том, чтобы плыть по течению, куда переносит вас ваше воображение»?
prairie – формула сильных вопросов
Для построения ваших собственных сильных вопросов, Д. Клаттербак рекомендует использовать формулу prairie – аббревиатура, согласно которой вопрос должен быть:
- P = personal / личный (он кажется созданным специально для этого клиента, момента, проблемы)
- R = resonant / резонирующий (он ударяет сильным эмоциональным аккордом
- A/I = acute and incive / острый и проницательный (он относится напрямую к сути проблемы)
- R = reverberat / «долгоиграющий» (клиент будет возвращаться к нему в своих последующих размышлениях)
- I = innocent / невинный (в нем нет практически ничего от ожиданий коуча или наставника)
- E = explicit / четкий (он выражен несколькими простыми словами).
Д. Клаттербак выделяет 75 ситуаций, когда эффективны сильные вопросы:
- Подотчетность
- Агрессивность
- Настойчивость
- Предположения
- Аутентичность/ Этика
- Изменение поведения
- Скука
- Границы
- Выгорание
- Управление карьерой
- Приверженность
- Коммуникации
- Конфликт
- Заключение контракта
- Стратегии копирования
- Преодоление неопределенности
- Мужество
- Творчество / Инновации
- Критическое мышление
- Принятие решений
- Делегирование
- Трудный выбор
- Сложные разговоры
- Сложные отношения
- Завершение разговора в коучинге / в менторинге – если вы не коуч, использовать в завершении встречи
- Завершение отношений коучинга / менторинге – если вы не коуч, так и использовать – в завершении отношений
- Обращение к реальности
- Обратная связь (предоставление и получение)
- Гибкость
- Фокус (его нехватка)
- Цели, постановка целей и предназначения – профориентирование в нашем случае
- Счастье (печаль)
- Идентичность / Понимание себя
- Выявление потребности в развитии
- Выявление проблем
- Влияние на окружающих
- Инициатива
- Инновации
- Интуиция
- Умение отпустить
- Предназначение в жизни
- Слушание
- Управление эмоциями
- Управление другими людьми
- Мотивация
- Налаживание контактов
- Новая роль
- Перфекционизм
- Производительность / Результативность
- Личные ценности
- Личное благополучие
- Политика
- Власть
- Подготовка к сессиям коучинга / менторинге – переговоры, стратегическая сессия в нашем случае
- Представительность / Авторитетность
- Промедление
- Повторяющееся поведение
- Управление репутаций
- Устойчивость
- Самоосознанность
- Уверенность в себе / Самооценка / Вера в себя
- Самообман
- Неудачи
- Начало разговора коучинга / менторинга – собеседование – например, в нашем случае
- Сильные стороны
- Стресс
- Принятие ответственности
- Управление временем
- Доверие
- Понимание других людей
- Понимание того, как другие люди воспринимают вас
- Ценности
- Слабые стороны
- Благополучия
- Баланс «работа – личная жизнь».
Примеры вопросов
Все приведенные ниже вопросы из руководства Д. Клаттербака отлично адаптируются из темы коучинга на взаимодействие в роли начальник / подчиненный.
01 / Подотчетность
Что останавливает вас от того, чтобы полностью взять на себя ответственность?
02 / Агрессивность
- Как бы вы отреагировали, если бы кто-то другой относился к Вам также, как Вы относитесь к окружающим?
03 / Настойчивость
- Какие пять пунктов Вы действительно намерены реализовать на этой встрече?
04 / Предположения
- При каких обстоятельствах может оказаться правила противоположное предположение?
05 / Аутентичность/ Этика
- Что мешает вам уйти?
06 / Изменение поведения
- Как вы саботируете самого себя?
07 / Скука
- Чего вы с нетерпением ждете, когда приходите на работу?
08 / Границы
Тема вопроса может касаться напрямую вас самого и тогда вопрос следует задать себе, например:
- Когда и каким образом мои чувства к клиенту (сотруднику) могли бы стать неуместными (или наоборот?) Какова моя стратегия работы с этим?
В случае, если вопрос границ касается подчиненного:
- Как, на ваш взгляд, другие могут интерпретировать такое поведение? Как вас можно понять неправильно?
09 / Выгорание
- Как вы могли бы работать изобретательнее, а не упорнее?
10 / Управление карьерой
- Какой могла бы стать самая лучшая работа для вас через два года?
11 / Приверженность
- За что вы готовы взять на себя ответственность здесь и сейчас?
12 / Коммуникации
- Если бы вы слушали себя, насколько бы убедительны вы были?
13 / Конфликт
- За что вы бы взяли на себя вину в этой ситуации?
14 / Заключение контракта
- Какой результат этих отношений наименее удовлетворительно?
15 / Стратегии копирования
- Кто для вас «достаточно хороший» образец для подражания?
16 / Преодоление неопределенности
- О чем вы поймете через год, что знали уже сегодня?
17 / Мужество
- Что вы сделали сегодня, чтобы преодолеть один из ваших стразов?
18 / Творчество / Инновации
- Что не сработало в прошлом? Что бы вы могли сделать, чтобы превратить это в жизнеспособное решение сейчас?
19 / Критическое мышление
- Каковы здесь шансы на успех?
20 / Принятие решений
- Какие факты вы, возможно, переоценили / недооценили?
21 / Делегирование
- Чтобы произошло, если бы вы больше верили в свою команду?
22 / Трудный выбор
- Что бы вы сделали, ни будь X, ни будь Y?
23 / Сложные разговоры
- Какие предположения вы можете сделать об их мотивах?
24 / Сложные отношения
- Как вы думаете, насколько сложно другому человеку (ему / ей / мне) увидеть вас таким, какой вы есть?
25 / Завершение разговора в коучинге / в менторинге – если вы не коуч, использовать в завершении встречи
- Что для вас изменилось в результате нашего разговора?
26 / Завершение отношений коучинга / менторинге – если вы не коуч, так и использовать – в завершении отношений
- За что мы благодарны (оба за период сотрудничества друг с другом)?
27 / Обращение к реальности
- Что бы увидел сторонний наблюдатель, глядя на эту ситуацию?
28 / Обратная связь (предоставление и получение)
- Какие сообщения другие люди боятся или стесняются говорить вам?
29 / Гибкость
- Насколько вам важно точно знать, чего от вас ждут?
30 / Фокус (его нехватка)
- Каковы пять самых важных результатов вашей работы?
31 / Цели, постановка целей и предназначения
Предназначение
- Чего вы хотите от вашей работы?
Цели
- Как вы конкретно узнаете, что вы достигли цели? Насколько это соответствует модели SMART?
32 / Счастье (печаль)
- Что у вас есть такого, за что вы благодарны?
33 / Идентичность / Понимание себя
- Что вы хотите от этой ситуации?
34 / Выявление потребности в развитии
- Когда ваши сильные стороны становятся слабыми?
35 / Выявление проблем
- Какие негативные для вас ситуации повторяются снова и снова?
36 / Влияние на окружающих
- Что вы можете сделать, чтобы вашему руководителю (мне) было проще услышать вас?
37 Инициатива
- Что бы вы могли сделать, не дожидаясь, что может показать ваши истинные способности?
38 / Инновации
- Что вы делаете в своей работе такого, чего не может сделать никто кроме вас?
39 / Интуиция
- Что говорит вам ваша интуиция?
40 / Умение отпустить
- Если вам сложно расстаться с «хорошими вещами», кому бы вы могли их «подарить»
41 / Предназначение в жизни
- Какую лучшую эпитафию вы можете пожелать себе? Лично я бы с этим вопросом был осторожнее, в некоторых случаях ваш «визави» может уйти в запой или поехать крышей.
42 / Слушание
- Чего вы не хотите слушать из того, что произносится?
43 / Управление эмоциями
- Каких эмоций вы пытаетесь избежать?
44 / Управление другими людьми
- Вы уважаете их достаточно, чтобы они уважали их?
45 / Мотивация
- Что в вашей жизни действительно мотивирует вас?
46 / Налаживаний контактов
- Что бы сподвигло их познакомить вас со своими личными контактами?
47 / Новая роль
- Где вы будете искать нужную вам поддержку?
48 / Перфекционизм
- Когда наиболее / наименее важно сделать дело абсолютно правильно?
49 / Производительность / Результативность
- Чему вы позволяете случаться с вами, что делает вас менее эффективным, чем вы хотели бы?
50 / Личные ценности
- Насколько вы чувствуете, что ваши личные ценности совпадают с ценностями организации, в которой вы работаете?
51 / Личное благополучие
- Кто контролирует вашу жизнь? Что бы вы могли предпринять, чтобы обрести больше контроля над ней?
52 / Политика
- Кто является ключевыми игроками в этой ситуации?
53 / Власть
- Какой властью вы обладаете в этой (конкретной) ситуации?
54 / Подготовка к сессиям коучинга / менторинга – переговоры, стратегическая сессия в нашем случае
- Что делает это важным для вас сейчас?
55 / Представительность / Авторитетность
- Что бы могло дать вам большею уверенность среди людей, занимающих более высокие должности, чем вы?
56 / Промедление
- Чье разрешение вам нужно, чтобы начать работу? (Часто осознания, что людям необходимо только их собственное разрешение, может быть достаточно для старта!)
57 / Повторяющееся поведение
- Какие ошибки на ваш взгляд вы продолжаете повторять?
58 / Управление репутаций
- За что вы хотели бы, чтобы вас уважали другие?
59 / Устойчивость
- Чего вы не хотите бояться?
60 / Самоосознанность
- Что нового вы узнали о себе за последнее время?
61 / Уверенность в себе / Самооценка / Вера в себя
- Какую поддержку вы могли бы попросить у коллег?
62 / Самообман
- Какую ложь вы говорите себе относительно этого?
63 / Неудачи
- Как бы вы могли обрести внутренне спокойствие в вашей нынешней ситуации?
64 / Начало разговора коучинга / менторинга – собеседование – например, в нашем случае
- Какими именно (конкретными) навыками вы должны обладать, чтобы знать, что делать?
65 / Сильные стороны
- Каков ваш уникальный вклад? (В наше общее дело)
66 / Стресс
- Когда вы испытываете стресс, что с вами происходит физически?
67 / Принятие ответственности
- От какой отвественности вам хотелось бы уйти?
68 / Управление временем
- Каковы самые важные части вашей работы? Какая доля Вашего времени и энергии уходит на них?
69 / Доверие
- Какие характеристики в других людях сподвигают вас доверять им? И не доверять?
70 / Понимание других людей
- Что бы вам было приятно услышать от окружающих? Что им мешает?
71 / Понимание того, как другие люди воспринимают вас
- Насколько искренне вас интересует мнение других людей?
72 / Ценности
- Ваши три неизменные ценности?
73 / Слабые стороны
- Что, как вы замечаете, вам делать сложнее, чем другим людям?
74 / Благополучие
- Как ваше личное благополучие соотносится с благополучием компании?
75 / Баланс «работа – личная жизнь»
- Как вы награждаете себя?
И в завершение....
Коучинг – это навык, который вырабатывается у клиента вследствие работы с коучем. Т. е. если вы занимаетесь коучингом определенный период времени, то вы уже способны задавать людям сильные вопросы. И если вы их задаете своим подчиненным, то они в свою очередь могут задавать вопросы подобным образом друг другу, клиентам компании, ну и приготовьтесь – вам самому также.
Нельзя сказать, такая привычка вырабатывается быстро. Я, как коуч ICF, сталкивался с тем, что клиент освоил самокоучинг в течение полугода, при том что наши встречи проходили каждую неделю. В моей практике – это был самый быстрый период времени освоения клиентом самокоучинга.
Когда же нет времени самостоятельно изучать коучинг, конечно, лучше пригласить в компанию специалиста для себя и своих ключевых подчиненных. Тем более, что рынок профессиональных коучей в России растет, услуги уже не столь дорого стоят и работу можно построить в онлайн-формате.
Больше про коучинг читайте в моем Telegram-канале: Мягков. Коучинг каждый день!