Как сделать так, чтобы дети «не мешали решать важные педагогические задачи»

В ходе II Международной практической онлайн-конференции «Университет детства: крутые практики» состоялась беседа о том, как сделать так, чтобы учебный план перестал быть инструментом отчётности и начал работать в интересах ребёнка.

Елена Юдина, кандидат психологических наук, профессор, зав. кафедрой управления дошкольным образованием Московской высшей школы социальных и психологических наук, и Елена Бодрова, Ph.D, разработчик и научный советник, Tools of the Mind, развенчивают мифы о том, что наличие подробного плана и неукоснительное следование ему упрощает работу с дошкольниками.

В конце 20 века популярность приобрело исследование, основанное на знаменитой кривой Хекмана: нобелевский лауреат по экономике Джеймс Хекман математически просчитал, как раннее развитие предопределяет будущее ребенка и его способность к решению жизненных задач. Так возник бум дошкольного образования, который продолжается до наших дней. Однако не любое дошкольное образование оказывается для ребёнка полезным. Некоторые реально существующие практики способны разрушить познавательную мотивацию, так как они идут вразрез с интересами и возможностями дошкольников.

Существует два принципиальных подхода к дошкольному образованию. Первый подход, наиболее распространённый в системе образования, предполагает ориентацию на подготовку к школе и формирование тех самых знаний, умений и навыков, которые пригодятся будущему ученику. Фокус внимания смещается с ребёнка на методику. «Методика расписана по шагам, и её нужно реализовывать независимо от того, что происходит в классе. Тем самым, главным оказывается даже не педагог. Качество образования сильно падает, реализация плана подменяет собой цели образования», - отмечают спикеры. Четырёхлеток учат грамоте, ожидая от них результатов, которым они просто не в силах соответствовать. Зачастую это приводит к тому, что «дети умею читать, но не хотят». Утомляемость, потеря интереса и концентрации внимания работают против качества усвоения материалов. «Возникает парадоксальное: я бы выполнила план, если бы дети не мешали», – шутят спикеры.

Второй подход ориентирован непосредственно на ребёнка. Решаются задачи возраста и направленности. Готовность к школе выражается в том, что ребёнок понимает, что там будет происходить, и способен с этим справляться. Данный подход также предполагает планирование, но оно превращается в рабочий инструмент педагога, не предполагающий контроль извне. Основная задача – связать планирование с развитием событийности, с тем, что происходит с группами детей в процессе обучения. «Каждый шаг, который со стороны выглядел как импровизация, воспитателем обдумывается. Это уже высший пилотаж: когда план есть, но он подстраивается под обстоятельства, которые было невозможно предугадать, – говорит Елена Юдина, – Мы доверяем педагогу и предоставляем ему возможность научиться тому, что требуется от него в этом типе планирования, это и есть та область педагогического развития, в которую стоит вкладываться».

Начать дискуссию