Как региональному магазину работать с Яндекс.Маркетом. Полная инструкция по модели DBS
У нас с мужем магазин по франшизе «Фасоль» в Ульяновской области. Торгуем продуктами, канцелярскими товарами, бытовой химией, игрушками, текстилем, посудой, электроникой и многим другим.
В мае мы летали в Москву на партнерскую конференцию «Фасоль. Все свои». Организаторы пригласили много интересных спикеров, которые поделились полезной информацией для бизнеса. Больше всех запомнился представитель METRO, который спрогнозировал рост рынка доставки почти до 1 трлн рублей к 2025 году.
Мы сильно вдохновились его выступлением и приняли окончательное решение для регистрации на маркетплейсе. Начать решили с Яндекс.Маркета, потому что сейчас там самая низкая и прозрачная комиссия. Маркет позволит нам быстро получить первые продажи и сохранить уровень маржинальности, как в офлайн-точке. Если товар будет хорошо продаваться, то станем думать о том, чтобы заходить на OZON и Wildberries.
Откуда взялась эта инструкция
Я — бухгалтер и поэтому знаю, что все новые программы и внедрения связаны со множеством нюансов. Если не знать тонкостей работы системы, можно сделать кучу ошибок на пустом месте, а потом часами «висеть» на горячей линии, где еще и не всегда помогут. Кто работал в общепите или с розницей в продуктовом магазине, наверняка помнит, сколько было проблем со внедрением ЕГАИС по пиву.
Я понимаю, как настройки программы могут влиять на бизнес, поэтому когда регистрировалась на Яндекс.Маркете, записывала каждый шаг. Сын мне помог привести текст в порядок, и в итоге получилась подробная инструкция, которой делюсь с вами.
Как зарегистрировать магазин на Яндекс.Маркете
Первым делом нужно перейти сюда и заполнить небольшую анкету: указать имя, фамилию, почту, телефон и примерное количество товаров.
Дальше нужно выбрать модель сотрудничества с Маркетом. Мы выбрали DBS (продажи с доставкой магазина). По этой модели будем хранить товары у себя в магазине, упаковывать и доставлять заказы покупателям. Маркетплейс Яндекса используем как витрину, где выставляем товар.
В пользу модели DBS у нас было два аргумента:
Во-первых, у нас уже много товаров в магазине, которые хорошо продаются в офлайне. Благодаря модели DBS мы получим дополнительный канал продаж, при этом не нужно будет закупать товар специально под маркетплейс.
Во-вторых, мы с мужем часто катаемся по городу и доставку для покупателей ввели еще в марте прошлого года. Нам удобнее доставить заказ самим и не платить дополнительные сборы Яндексу.
Далее нужно заполнить информацию о продавце — город, внутреннее название, название для покупателей, сайт, ассортимент — и выбрать основную категорию товаров.
Указывайте банковские реквизиты человека, на которого оформляете договор. Так у Маркета не возникнет сомнений, кому принадлежит магазин.
Наш магазин записан на мужа, а я при регистрации указала свои данные. Из-за этого магазин не прошел проверку, и мужу пришлось созваниваться с менеджером по видеосвязи, чтобы объяснить ситуацию.
После указываем контактные данные и жмем кнопку «Зарегистрироваться».
Какие документы нужно подготовить для подключения магазина
Чтобы отправить магазин на проверку, нужно выполнить каждый этап. Данные, которые мы ввели выше, — это «Общая информация», следующий раздел — «Заявление для заключения договора». Для заполнения вам потребуются:
— выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП. Можно получить на сайте налоговой. Здесь берем данные о юридическом лице;
— банковские реквизиты.
После заполнения всех полей нажимаем на кнопку «Отправить заявление». Яндекс уверяет, что проверит его в течение двух рабочих дней. Наше заявление проверили меньше чем за полчаса (удивительно).
Как добавить товары
Нажимаем кнопку «Добавить» и не пугаемся:) Полей много, но не все они обязательные. Главное заполнить три поля: «Ваш SKU», «Название товара»и «Категория в вашем магазине».
SKU — идентификатор товарной позиции. Он нужен для сопоставления товаров из базы магазина с товарами маркетплейса.
Название и категория — легко, а вот с SKU лично у нас возникли сложности. В магазине мы устанавливаем SKU только весовым товарам. Пока решила с этим не заморачиваться и просто буду ставить 0001, 0002 и т. д. для новых товаров.
На Яндекс.Маркете мы хотим реализовать уже имеющийся товар. Для начала добавим электроинструменты, детские игрушки и кухонные принадлежности. Первым делом поймем, как эти товары пойдут на маркетплейсе. Следующим шагом хотим добавить посуду, одежду, канцелярские товары и всякую электронику: флешки, наушники, мышки и клавиатуры.
После нажимаем кнопку «Продолжить», и у нас появится еще больше полей. Все эти поля необязательные, но по возможности их лучше заполнить. Чем больше о товаре знает покупатель, тем лучше продавцу. Снова нажимаем «Продолжить».
Добавляем фотографии: одну основную и дополнительные.
Далее указываем цену, доступное количество и ссылку на товар в магазине.
Чтобы настроить самовывоз, нужно добавить точку на странице «Доставка и оплата». Здесь важно выбрать «Торговый зал и пункт выдачи заказов». Если указать «Торговый зал», то система не распознает ваш магазин как пункт самовывоза.
Нажимаем «Завершить работу с товарами» — готово. Карточка товара отправлена на проверку.
Как настроить условия доставки
Товары добавили, осталось разобраться с доставкой. Нужно выбрать, куда будем доставлять, определить стоимость доставки и максимальное число заказов, которое сможем принимать в день.
В этом разделе две карточки: «Регионы доставки, точки самовывоза и график работы курьерской службы» и «График отгрузки». Начнем с первой.
Далее указываем стоимость и сроки доставки. Публикуем.
Самовывоз мы настроили ранее, поэтому осталось только разобраться с обработкой заказов. Здесь необходимо выбрать способ подтверждения товаров.
Я не хочу заморачиваться с API, поэтому все заказы буду принимать в личном кабинете. С помощью программной интеграции можно связать маркетплейс с базой данных магазина, но не в нашем случае. Для работы в офлайн-точке мы используем программу «1С-Розница», поэтому связать нашу программу с Яндекс.Маркетом напрямую не получится.
Чтобы связать базу нашего магазина с маркетплейсом, нужно купитьи настроить специальное дополнение — «1С-Коннект». Тогда можно будет обрабатывать заказы напрямую. Звучит здорово, но заказы с Маркета я собираюсь обрабатывать сама, поэтому мне удобнее будет делать это через личный кабинет, так как не всегда есть доступ к базе магазина.
Нажимаем кнопку «Продолжить», и все — настройка завершена.
Проверка магазина службой качества
Финальную проверку проводит служба контроля качества Яндекс.Маркета, то есть реальные люди. Они рассмотрят всю информацию и оценят ваш магазин. Проверка занимает не больше двух рабочих дней.
Если все в порядке, вы не нарушаете никаких правил маркетплейса, а информация предоставлена верно, то ваши товары появятся на витрине. Если на этом этапе Яндекс.Маркет отклонил магазин, то поищите способы решения проблемы здесь.
Бонус: обращение в техподдержку
Если что-то пошло не так, вы можете обратиться в техподдержку. Для этого нужно позвонить по номеру +7 499 938 66 86. Общая горячая линия не консультирует предпринимателей по модели DBS.
Дальше нужно назвать ID магазина. Его не так-то просто найти и легко перепутать с ID бизнес-аккаунта. Если нажать на первую вкладку, то справа будет показан номер аккаунта. Чтобы найти ID магазина, нужно выбрать вторую вкладку.
Самые важные моменты
• При регистрации указывайте почту на домене Яндекса: @yandex.ruили @ya.ru
• Вносите банковские реквизиты того человека, на которого оформляете договор с маркетплейсом. В противном случае ваш магазин не пройдет проверку.
• При создании точки самовывоза не указывайте в категориях просто «Торговый зал». Обязательно укажите «Торговый зал и пункт самовывоза», иначе самовывоз работать не будет, а магазин не пройдет проверку из-за ошибки. Другой вариант выбрать «Пункт выдачи заказов».
• Если что-то не работает / непонятно, сразу звоните в техподдержку, там вам быстрее всего смогут помочь. Если вы, как и я, работаете по модели DBS, звоните сразу на номер +7 499 938 66 86
Надеюсь, что я ничего не забыла и описала все нюансы, с которыми вы можете столкнуться. Возможно, благодаря моей инструкции вы сможете намного быстрее справиться с регистрацией. Всем удачи в продажах!
Если у вас возникли вопросы, пишите их в комментариях, я постараюсь помочь.