Весь мой опыт поиска клиентов на разработку сайтов
Не знаю, почему я никогда этим не делился раньше, но когда я продумывал план этой статьи, мне и самому было очень интересно структурировать весь опыт за последние 12 лет.
Возможно лучше было бы сразу запилить это на мой собственный блог, но я всё же решил немного поэкспериментировать с постами на VC, так что погнали.
Расскажу по порядку – сначала как я искал клиентов как фрилансер, когда только начинал заниматься разработкой, и как мы ищем клиентов сейчас – как диджитал агентство.
Не вышло с фриланс-биржами (на самом деле нет)
Конечно же, первым, логичным и вполне очевидным решением была попытка поискать клиентов на биржах фриланса. Точно уже не вспомню, какие биржи я пробовал, вроде бы weblancer и что-то ещё.
Мне это занятие показалось не самым приятным, в итоге я благополучно забил, и не только на фриланс-биржи, но и на поиск клиентов вовсе.
Спустя несколько лет была ещё одна попытка с Upwork, но не потому что мне не хватало клиентов, а друг разрекомендовал, но результат был тот же, в общем биржи – не моё.
(На самом деле нет)
Что это значит?
На протяжении почти 12-и лет я был уверен, что полностью зафакапил эту тему с фриланс-биржами, пока не узнал, что одни из самых классных моих клиентов слеш теперь друзья, которым я разрабатывал сайты, а потом поддерживал их на протяжении 10 лет, оказывается нашли мой профиль на бирже, он показался им оригинальным, и через него они как-то нашли мой email и написали мне напрямую.
Первые клиенты из вконтакте
Не представляю, как мне пришла эта идея, то есть я ни у кого её не подсмотрел, и никто не советовал мне ничего подобного. Возможно в тот день я просто выпил слишком много кофе, но внезапно подумал – "Ведь люди вконтакте иногда пишут на своих стенах о том, что им нужно. А что, если поискать по запросу "Нужен сайт" или "Ищу разработчика" или что-то в этом роде".
Та-да. Это сработало. Я нашёл какое-то количество таких постов на стенах у людей и отписал им всем, что буду рад им помочь с сайтом! В итоге из 10 таких холодных сообщений, на два из них я получил ответ, и оба были в самую точку.
Что за клиенты это были:
- Первый – инфобизнесмен из Санкт-Петербурга, которого, как я полагаю, подкупила стоимость и качество того, что я делал, что, в свою очередь было связано с моей эйфорией и энтузиазмом, что я наконец-то работаю с настоящими клиентами. В итоге с его стороны и со стороны его приятелей-инфобизнесменов прилетало очень и очень много задач на протяжении, пожалуй, целого года.
- Второй – фотограф из Красноярска, которому я сделал сайт на готовой теме WordPress и допилил функционал под его нужды. Но эту историю с фотографом, почему она была такая классная, я бы хотел ещё немного дорассказать.
Чуть позже (по крайне мере пока у вконтакте была стена), я ещё несколько раз использовал такой подход, и находил ещё немало очень классных клиентов, среди которых даже был основатель AppleInsider.ru
Сайт
Почти параллельно с тем моментом, когда я начал изучать WordPress, я создал сайт на WordPress для самого себя. Именно потому что мне нужно было как-то структурировать свои собственные знания и блог для этого отлично подошёл.
Этап 1. Сайт-портфолио фрилансера
Не сразу, но примерно через год после того, как я уже вёл блог, я решил немного проапгрейдить свой сайт, добавив на него портфолио (да, у меня уже было несколько выполненных работ к тому времени) и добавив также страницу "Обо мне" и типо как я могу помочь с разработкой.
Не помню, было бы у меня какие-то определённые ожидания, но результат явно превзошёл их все.
Страница с описанием меня и моих услуг, угадайте что, попала на первую строчку Google по запросам "Разработчик на WordPress". Заявок действительно прилетало немало, возможно их было бы больше, если бы у меня на тот момент времени было больше опыта в создании страниц о себе и более классное портфолио.
Этап 2. Выгорание
На тот момент мы ещё не работали как команда, и видимо один я не мог вывести того количества клиентов, которое ко мне прилетало. Постоянно приходилось всем отказывать, ссылясь на нехватку времени, при этом фигача целыми днями с уже существующими клиентами, которые тоже любили рекомендовать меня своим знакомым, а им было отказать намного тяжелее, чем заявкам с сайта.
И видимо в один момент я перегорел конкретно, я удалил с сайта страницы обо мне и портфолио, оставив только блог. И ещё зачем-то решил поменять несколько раз домен.
В итоге трафик с поисковых систем был частично потерян. А коммерческий трафик был потерян полностью.
И это было максимально тупым решением, потому что буквально через несколько месяцев я знакомлюсь со своим будущим другом, который вдохновляется всем тем, что я делаю, и мы начинаем двигаться в сторону создания команды.
Этап 3. Сайт нашего агентства
Разрушить всегда легче, чем построить, и вернуть тот коммерческий траф, который был на моём сайте, было не так то легко.
Однако после того, как я, опираясь уже на весь свой предыдущий дизайнерский и разработческий опыт, переделал целиком сайт misha.agency, красиво расписал кейсы в портфолио, страницу "контакты" превратил в "отправить заявку" – всё это в совокупности начало приносить действительно качественные лиды, а не "нужно сделать валидацию поля телефон".
Сарафанка
История с фотографом
Тут мне интересно проследить момент того, к чему привело то, что я сделал сайт настолько хорошо, насколько это возможно и оказал лучший уровень сервиса (всегда был на связи, адекватно относился к доработкам и т д).
Это был один из первых моих клиентов.
Как ситуация развивалась по шагам:
- Сначала чувак попросил меня сделать ему сайт-портфолио фотографа. Я взял какую-то готовую тему на WordPress и допилил под его нужды за день или два. Затем он прислал мне какие-то правки и я тоже их внедрил за день.
- Затем спустя некоторое время ко мне по его рекомендации начали обращаться фотографы из других городов, которым я также успешно запилил сайты-портфолио.
- Затем спустя ещё год ко мне обращается его подруга, которая переехала из Красноярска в Австралию, вышла замуж за австралийца и они начали мутить вместе туристический бизнес и... да, им нужен был сайт!
- У этих ребят из Австралии был маркетолог, который переехал в Канаду и начал работать на какого-то крупного инвестора и у них был сайт на WordPress и они решили работать со мной!
И так на протяжении всех этих 12-и лет, клиент периодически рекомендовал меня своим знакомым, а его знакомые своим знакомым... и рецепт был очень прост – нужно всего лишь было делать хорошо.