Чем заменить привычные мобильные сервисы в условиях санкций
2022-й год можно смело назвать годом импортозамещения в России. Как санкции повлияли на российские компании? Что может предложить ИТ-рынок в текущих реалиях? Эти вопросы рассмотрим в данной статье.
С февраля мы живем в условиях санкций, к которым приходится быстро приспосабливаться. Под ограничения попали крупные российские банки и компании. Часть банков была отключена от системы межбанковских платежей SWIFT, а их мобильные приложения – удалены из маркетплейсов App Store и Google Play. Работа платежных систем Visa и MasterCard на территории страны приостановилась. Многие зарубежные компании прекратили свою деятельность и инвестирование в России, а также остановили поставки продукции и оборудования.
Часть иностранных ИТ-брендов (IBM, SAP, Adobe, Microsoft, Oracle и др.) перестали продавать свои продукты и предоставлять свои услуги для пользователей из РФ. Это несет риски для бизнеса, где важным элементом инфраструктуры являются ИТ-продукты и оборудование этих компаний. Как следствие, качество предоставления услуг и безопасность ИТ-инфраструктуры на российском рынке может снизиться.
Есть ли пути решения в этом случае? Безусловно. В статье мы расскажем о российских аналогах иностранного софта, рассмотрим особенности внедрения веб-приложений, узнаем как обеспечить работу сайтов и мобильных приложений в случае отключения зарубежных сервисов.
Банковская сфера под санкциями
Первым, кого затронули санкционные ограничения, стал банковский сектор: это и отключение некоторых банков от системы SWIFT, и приостановка работы платежных систем Visa и MasterCard. Что это означает для клиента:
- невозможность расплачиваться картами Visa и Mastercard за границей и на зарубежных сайтах, а также использовать их в Apple Pay, Samsung Pay и Google Pay;
- бесконтактная оплата доступна в России только по картам “Мир” на базе приложений SberPay и Mir Pay (для устройств на ОС Android);
- банковские приложения могут быть удалены из иностранных маркетплейсов.
И если с первыми двумя пунктами клиентам необходимо разобраться самостоятельно (например, использовать подарочные карты для пополнения счета, услуги посредников или криптовалюту, оформить новую карту), то с третьим уже работают сами банки через внедрение веб-приложений.
Веб-приложения и их преимущества
Веб-приложение – программа, которая полноценно работает даже без установки на устройство. Доступ к ней пользователь получает через интернет. В отличие от веб-сайта, веб-сервисы интерактивны и позволяют совершать различные действия (например, забронировать отель, совершить покупку в онлайн-магазине, активно пользоваться соцсетями). Такие приложения можно создать практически для любой сферы деятельности, и они будут приносить пользу и клиентам, и бизнесу.
Веб-сервисы отличаются и от мобильных приложений, которые созданы и адаптированы под определенную операционную систему (Android, iOS или Windows). Основное преимущество приложений для смартфонов – возможность автономной работы, без доступа в интернет.
Но и у веб-сервисов есть свои преимущества:
1. Они независимы от маркетплейсов и условий размещения на них.
2. Нет необходимости создавать отдельные приложения для разных операционных систем (работают в любых браузерах).
3. Веб-приложения можно пользоваться на разных устройствах (ПК, смартфон, планшет).
4. Пользователям не нужно скачивать и обновлять что-либо. Обновление до последней версии происходит при загрузке страницы.
5. Веб-сервисы безопасны (минимальный доступ к серверным элементам и базам данных), также они не получают доступ к личным данным пользователя устройства.
6. Легко масштабируются и могут справляться с нужным количеством задач.
7. Могут работать на устройствах с небольшой мощностью, не расходуя память или другие ресурсы.
8. Интерфейс может быть идентичен мобильному приложению, что актуально в случае, если приложение удалили, а пользователи привыкли к нему.
9. Обслуживать веб-приложения проще, чем их мобильные аналоги.
Как станут развиваться веб-сервисы дальше? Компании будут активно разрабатывать технологию PWA (Progressive Web App), которая преобразует сайт в приложение. Установка на рабочий стол смартфона осуществляется из браузера, а не путем загрузки из стора, и происходит даже при запрете устанавливать приложения из неизвестных источников.
PWA-приложение индексируется поисковиками и подходит для seo-продвижения, работает без интернета, отправляет push-уведомления, имеет доступ к аппаратным средствам гаджета (камере, микрофону, геолокации). Такие приложения активно используют AliExpress, MakeMyTrip, Pinterest, Starbucks, Spotify, Telegram, Twitter, Uber, Weekendesk.
В условиях санкций разработка и внедрение подобных веб-сервисов становится не просто доступным и удобным ИТ-решением, но и помогает развивать и продвигать бизнес.
Если же необходимости в разработке веб-приложений нет, но существует потребность заменить зарубежные ИТ-решения, то рассмотрим какие отечественные сервисы смогут помочь в этом вопросе.
Российские аналоги зарубежного софта
Курс на импортозамещение в ИТ-сфере существует с 2014 года и связан с присоединением Крыма и последующими санкциями. Официально в ноябре 2015 г. было принято постановление правительства №1236, предписывающее с 1 января 2016 г. закупать для государственных и муниципальных учреждений только отечественное ПО. Также с 2016 года работает реестр отечественного софта, в котором сейчас находится около 14 тысяч продуктов – по всем классам программного обеспечения.
Геоинструменты
Заменить Google Maps, Apple Maps и HERE можно такими российскими сервисами, как Яндекс.Карты, 2GIS, Карты Mail.ru, ГИП Горизонт. Покрытие и детализация карты в стране у отечественных аналогов лучше, и их также можно встроить в свои продукты.
Платежные системы
Поскольку Apple Pay, Google Pay и Samsung Pay временно недоступны для пользователей из России, то можно воспользоваться альтернативами – это сервисы бесконтактной оплаты SberPay и MirPay, Yandex Pay, система быстрых платежей (СБП), оплата картой или с помощью QR-кода. Кстати, российские разработчики могут встроить какой-либо из этих сервисов в приложения, которые размещают или планируют размещать в иностранных сторах.
Редакторы и облачные офисы
Аналоги всем известных Microsoft Office, Apple Keynote, Office, Google docs – набор сервисов “Р7-Офис”, виртуальное рабочее пространство “Яндекс 360”, офисные решения “Мой офис”. Они вполне могут заменить зарубежные программы, а конечный пользователь не заметит разницу в функционале.
Облачные хранилища
На смену Google Диск, Google Фото, iCloud, Dropbox и One Drive приходят Яндекс.Диск, Облако Mail.ru и платформа облачных сервисов для бизнеса VK Cloud Solutions.
И Яндекс.Диск, и Облако Mail.ru позволяют загружать и хранить файлы, обмениваться ими, настраивать совместный доступ или автозагрузку, увеличивать размер облачного хранилища.
VK Cloud Solutions – это платформа для бизнеса и разработки, которая предлагает инструменты создания облачной инфраструктуры компаниям любого размера.
ERP-системы
Самые часто используемые системы планирования ресурсов (ERP) – это иностранные SAP и Oracle, которые уже ушли из РФ. И хотя российские ИТ-компании планируют заняться доработкой и поддержкой их ПО, эксперты считают, что это утратит актуальность после массового выхода на рынок отечественных разработок. И примеры таких решений уже есть: 1С:ERP, Business Central by Navicon, Галактика ERP.
SSL-сертификаты
SSL-сертификат защищает любой обмен данными в Интернете. Если на сайте осуществляются транзакции или пользователи оставляют свои данные, то такой сертификат необходим. Помимо защиты данных SSL-сертификат помогает в SEO-продвижении – ресурсы с защищенным соединением ранжируются выше.
Выпуском таких сертификатов занимаются доверенные центры сертификации (Certification authority, или CA). Большинство этих центров расположены за рубежом (например, Thawte, Sectigo и DigiCert).
С начала весны некоторые CA перестали выдавать SSL-сертификаты для российских доменов. Сайты без сертификатов интернет-браузеры по умолчанию считают небезопасными.
В данной ситуации есть несколько путей решения:
1. Использовать сертификаты доверенных центров, которые не ввели санкционные ограничения (например, GlobalSign и некоммерческий Let’s Encrypt).
2. Получить бесплатный российский TLS-сертификат для юридических лиц (оформляется через “Госуслуги”). Такие сертификаты уже поддерживают Яндекс.Браузер и Atom от VK.
Видеохостинги
Популярные YouTube и Vimeo заменят российские видеохостинги Rutube, VK Видео, Яндекс.Дзен, Видео Mail.ru (является частью экосистемы VK), Vimple. Монетизация возможна на всех ресурсах за счет показа рекламы. Также существуют форматы доната/платных подписок и участия в партнерских программах сервисов.
Проблемы отечественного софта
Многие компании уверены, что российское ПО уступает зарубежному по многим причинам и скептически относятся к его внедрению даже в условиях ограничений.
Отечественный рынок ИТ-решений долгое время создавал продукты для стороннего потребителя, используя международные сервисы. Сейчас же нужно сконцентрироваться на разработке собственных решений – для внутрироссийского использования.
Предлагаем разобрать основные возможные проблемы и понять, какова ситуация с импортозамещением в действительности.
1. Отрасли повышенной сложности (это энергетика, промышленность, нефтегазовый комплекс, логистика и т.д.) требуют серьезных ИТ-решений, которые обеспечивают бесперебойную и качественную работу. Ошибки в софте в этом случае могут иметь нежелательные и рискованные последствия.
Как быть? В настоящее время российские разработки ПО в этой сфере еще не перешли на стадию внедрения. При этом их развитие происходит в ускоренном масштабе, поскольку государство заинтересовано в импортозамещении.
При условии государственной поддержки (финансовой и законодательной) и наличия кадров (квалифицированных специалистов, держащих руку на пульсе новых технологий и разработок) эта ИТ-ниша быстро заполнится и будет одной из постоянно востребованных на рынке.
2. Возникают сложности по замене бизнес-решений для крупных предприятий или компаний, которые привязаны к определенному продукту – разработка аналогов требует много времени и большого количества персонала.
Как быть? Можно продолжить использование зарубежных продуктов (учитывая все риски), перейти на российское или китайское ПО (или на Open Source), инвестировать в разработку собственных решений с нуля. Скорее всего, компании будут использовать гибридную модель, т.е. комбинировать несколько вариантов с возможностью их корректировки.
3. Растет уязвимость со стороны кибербезопасности – объемы данных и разнообразие производственных платформ расширяются, как и пространство для киберугроз.
Как быть? Обучить сотрудников основам информационной безопасности, правильно настроить управление идентификацией и доступом к облачным ресурсам,регулярно проводить контроль уязвимостей в инфраструктуре, использовать безопасные методы шифрования или сертификаты.
4. Российский b2c-сегмент зависим от иностранных технологий – загрузка приложений происходит с зарубежных площадок.
Как быть? Вариантов несколько:
- внедрить и популяризировать российские маркетплейсы для размещения и загрузки приложений;
- разработать и внедрить веб-приложения (например, PWA-сервисы);
- разработать аналоги зарубежных программ и приложений.
В этом пункте особенно важна медиаподдержка, чтобы конечный пользователь узнал о новых возможностях/продуктах. Например, список перспективных проектов появился на венчурном онлайн-хабе SberUnity. На ресурсе есть раздел под названием «Импортозамещение», где технологические проекты размещают разработки аналогов иностранных сервисов.
5. Проблемы с поставками микроэлектроники (прежде всего, вычислительной техники и телекоммуникационного оборудования) и зарубежного софта в Россию.
Как быть? Использовать следующие возможности:
- наладить постоянный контакт между бизнесом и государством, чтобы организовать новые каналы закупки товаров;
- развивать собственные производства и разработку ПО;
- перейти на технику и софт стран, не поддержавших санкции.
Как обеспечить работу сайтов и мобильных приложений в случае отключения зарубежных сервисов?
1. Проанализировать проект, определить уязвимые места, на которые могут повлиять санкции.
2. Найти варианты импортозамещения: подобрать российские аналоги и компоненты, переписать зарубежные коммерческие компоненты.
3. Отказаться от иностранных облачных сервисов для бэкенда.
4. Усилить информационную безопасность.
5. Настроить и использовать отечественные платежные системы.
Прогнозы, или чего ждать дальше
Большинство экспертов в ИТ-сфере прогнозируют развитие рынка СНГ, популяризацию отечественных маркетплейсов приложений RuMarket, NashStore и RuStore, запуск аналогов крупных зарубежных приложений. Отсутствие иностранных решений будет компенсироваться использованием альтернативного ПО со свободным кодом.
В фокусе внимания будут госсектор и импортозамещение. Те, кто уже работает с этими направлениями, будут иметь преимущество, остальные разработчики постепенно переориентируются. Гибкость, возможность быстро адаптироваться к новым условиям, отсутствие кадрового голода станут приоритетами в работе ИТ-компаний.
С 2014 года многие российские компании снижали зависимость от зарубежного софта, постепенно выводя коммерческое ПО из рабочего использования. Пандемия и переход на удаленную работу также стали катализатором новых интересных отечественных разработок.
Текущий период работы в условиях санкций становится катализатором для ускоренного роста – спрос на российские ИТ-продукты уже возрос в несколько раз. При наличии господдержки и подготовленного персонала компании смогут существенно нарастить оборот и показать новый уровень продуктов.
Качество российских ИТ-решений предстоит оценить в течение ближайшего года-двух. Однако даже Американская исследовательская компания IDC дает весьма оптимистичные прогнозы, что уже в 2023 году ИТ-рынок в РФ пойдет в рост независимо от положения в мире. При этом не стоить забывать, что российский рынок не в изоляции: есть компании из Китая, Индии и других стран, готовые поставлять свой софт. Поэтому разработка отечественных ИТ-решений должна вестись на таком уровне, чтобы и сейчас, и по возвращению на международный рынок быть конкурентоспособными.