Что такое Lerna.by: онлайн-курсы от Skillbox, SkillFactory, GeekBrains
В серии статей поговорим про белорусского дистрибьютора онлайн-курсов Lerna.by, попробуем оценить курсы Skillbox, SkillFactory, GeekBrains до покупки. Распакуем пару курсов и посмотрим, что нам предлагают по ценам соразмерным со стоимостью высшего образования в Минске.
Это первая статья из цикла, связанного с крупнейшими производителями онлайн-курсов и их деятельности на территории Беларуси, если вас эта тема интересует, предлагаю подписаться на мой телеграм-канал, чтобы не пропускать новые статьи.
Несмотря на то, что в интернете много сказано про скилбоксы, наша цель - сфокусироваться на их деятельности в Беларуси. Поэтому начем с Lerna - белорусского дистрибьютора онлайн-курсов Skillbox, SkillFactory и GeekBrains, поговорим об этичности и найдем причины верить в белорусов.
В Беларуси есть компания Lerna (ООО "Байскилз"). Является резидентом Парка высоких технологий (читай, платит льготные налоги). На официальном сайте ПВТ выглядит вот так:
Звучит неплохо: образование на уникальной платформе. Открываем уникальную платформу.
Какой-то интернет-магазин с контентом трех самых известных производителей онлайн-курсов. При просмотре сайта становится ясно, что компания просто продает продукты скилбоксов. Не переупаковывает, не добавляет ничего дополнительно, не адаптирует под белорусский рынок. Просто продает. А статус резидента ПВТ компания получила за "программное обеспечение "Платформа справочных материалов Learna".
Кто же придумал схему? Информации о директоре немного, удалось найти полное совпадение только на документах ООО "Инфоурок". "Инфоурок" - что-то типа скилбоксов с ориентацией на повышение квалификации преподавателей. С реферальной системой "приведи друга и получи 1000 рублей за оплаченный другом курс".
Круговорот инфобизнесменов в природе Беларуси и России!
Другой директор имеет интернет-след поинтереснее. Помимо Лерна.бай он является руководителем организации ООО "Корпскилз".
Как вы могли догадаться, ООО "Корпскилз" - это наша прекрасная Лерна в России. Учредителем Лерна.ру выступает "Тефити Лимитед" - кипрский оффшор. А директором "Тефити" является директор SKILLBOX.
Вот и получается, что Лерна это плоть от плоти скилбокс. Компания, учредившая Lerna, управляется директором Skillbox. Со стороны это выглядит следующим образом: скилбокс берет и создает отдельную платформу с целью продавать свои курсы в виде корпоративного обучения. Платформа становится резидентом белорусского ПВТ. В свою очередь Geekbrains и Skillbox ведут свою операционную деятельность в Беларуси через Байскилз (Лерну.бай), получая все преференции резидентов ПВТ.
Как Learna.by продает курсы?
Итак, скилбоксы пришли в Беларусь. А что белорусы? Кто-то вообще это покупает? Зачем скилбоксу нужна Lerna, если пользователь может купить продукт без посредников? Во-первых, как мы уже выяснили, Learna.by, Skillbox и Geekbrains это одно юрлицо в Беларуси.
Цель Lerna - активная продажа корпоративных программ. Схема продажи классическая: продажник приходит и говорит: "Давайте мы вашим сотрудникам сделаем скидку на обучение. Бесплатно сделаем на нашей платформе личный кабинет с вашим логотипом". Увидев логотип скилбоксов, сразу бы отказались, потому что заботятся о репутации.
Но в некоторых компаниях процесс принятия решений иной. Эйчар специалист, от которого во многом зависит принятие такого предложения, замотивирован по принципу: "Больше скидок для сотрудников - лучше". Такой сотрудник добавил бы скидки на курс по каловарению, если бы такое предложение было на рынке. Так что, аргумент "мы сотрудничаем с международными компаниями" никак не говорит о качестве продукта.
Итак, Lerna.by договорилась с белорусской, дала дополнительные скидки, налепила логотип в личный кабинет. Эйчар анонсировал сотрудничество, разослал письмо, мол так и так "дорогие коллеги, желающие обучаться, вот вам скидочка, хорошего дня и продуктивной недели".
Причем я уверен, никто из менеджмента компании не верит в полезность этих курсов! Если бы курсы были эффективными, сотрудники поголовно уходили бы в айти, таргетинг и трейдинг. Никто никуда не уходит и не уйдет, поэтому корпоративные скидки на курсы по "смене профессии" существуют.
И всегда найдется несколько наивных людей, которые отдадут месячную зарплату на это дело. Вопрос в том, насколько белорусы наивны и готовы тратить деньги на такого рода курсы?
А что белорусы?
Lerna опубликовала на своем VC.ru канале статистику по популярности курсов. Причем в настолько прозрачном виде, что мы легко получаем число проданных курсов и их названия. Зная цену курсов, можем прикинуть, сколько белорусы потратили денег на платформе Lerna в виде корпоративного обучения.
За 2022 год приобретено примерно 103 курса и около 60 тысяч $ потрачено белорусами на корпоративное обучение Lerna. Много это или мало? Наверно, не так много. 60 тысяч выручки точно не хватит на поддержание штата активных продажников и каких-никаких айтишников для поддержания платформы. Конечно, есть еще выручка от обычных розничных покупателей курсов, но этих цифр у нас нет, поэтому рассуждать будем только о корпоративных сотрудниках.
На основании примерных цифр, складывается впечатление, что белорусы, работающие в компаниях больших и маленьких (именно им Lerna пытается продать курсы), получившие какое-либо образование, не спешат отнести деньги на "смену профессии". Все-таки 103 курса за год на масштабе одного только Минска выглядит более чем скромно.
Два слова об этичности
В целом тренд на образование - прекрасное явление. Стремление заработать - замечательно. И, наверно, появление на стыке тренда и предпринимательского интереса странных историй вроде Lerna в ПВТ, это невысокая плата.
Но все-таки не следует забывать об этичности. На мой взгляд получение дистрибьютором курсов преференций IT-компаний, это не совсем ок. Про продажу скилбоксов и качество их образования поговорим в следующих статьях.
Наверно, подключение своих сотрудников к Lerna, то есть продажа им курсов в первую очередь по "смене профессии" тоже странная история. Скилбоксы это не курсы для повышения профессионализма, это контент в первую очередь для новичков. И подключение к Lerna не равно подключению к условному LinkedIn Learning. Потому что подключая сотрудников к Lerna, компания будто бы предлагает потратить 1-2 тысячи долларов на курс для новичка, который продается как "смена профессии".
Про Lerna на сегодня всё, в следующей статье попытаемся оценить курсы Skillbox, Geekbrains до покупки.
Читайте нас в любой удобной социальной сети:
Telegram: https://t. me/tyshkevich_channel
Twitter: https://twitter. com/p_tyshkevich