Как IT-рекрутеру правильно снять вакансию на подбор нового сотрудника
Поиск нового специалиста начинается со снятия заявки на подбор.
💡 Рекрутер снимает заявку по вакансии, чтобы понять, кого конкретно ищет заказчик: какие soft skills и hard skills нужны на новой позиции, какие задачи, продукты, проекты будут у специалиста и т.д.
✅ Понимание профиля кандидата ускоряет закрытие вакансии.
❌ И наоборот: если заявка снята неправильно, найм затягивается, а бизнес несет убытки. Нерелевантные кандидаты тратят время и деньги, компания страдает из-за отсутствия нужного человека.
Я подготовила список вопросов, которые необходимо задать заказчику перед началом работы, исходя из своей практики как inhouse, как и на стороне кадрового агентства:
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ:
1. Для какого стрима/департамента/отдела запускается поиск?
2. Это новая позиция в команде или мы ищем замену?
3. Как будет называться должность ( какие существуют альтернативные названия )?
4. Критичны ли пол/возраст/локация/образование кандидата?
5. Есть ли стоп-лист компаний (откуда нельзя хантить кандидатов) или кандидатов (кто ранее проходил интервью и не подошел)?
6. Есть ли компании-доноры?
ПРО ПРОДУКТ:
1. Какие задачи решает продукт? Для кого создаётся продукт и в чём его бизнес-ценность? Какие аналогичные продукты есть на рынке/кто основные конкуренты?
2. Опишите жизненный цикл продукта и на какой стадии он сейчас? (Только стартовал/в процессе, продуктом пользуются/дорабатывают или продукт на стадии рефакторинга?)
3. Какие версии продукта существуют: десктоп, мобайл, веб?
4. Какой стек технологий используется в проект: backend, frontend?
5. Какие задачи новый сотрудник будет выполнять? Над разработкой каких решений он будет работать?
6. Как организован процесс документирования?
ПРО КОМАНДУ:
1. Опишите состав отдела, где будет работать новый сотрудник.
2. Сколько людей в команде? Опишите настоящий или планируемый состав команды. Планируется ли оптимизация или увеличение?
3. Какие специалисты работают в команде? Какой уровень их квалификации? Сколько специалистов уровня junior, middle, senior?
4. Какой средний возраст команды?
5. Кому будет подчиняться новый специалист? Как выстраивается работа и коммуникации? Как спускаются задачи на разработчика, где они фиксируются? Как оценивается результат? Есть ли спринты?
6. Расскажите подробно про задачи команды на ближайший год-полтора, разбив их по группам:
а) рутинные
б) новые и кардинальные (например, запуск нового продукта или проекта)
в) перспективы и вектор, по которому будете двигаться.
7. Какая методология используется на проекте?
ПРО КАНДИДАТА:
1. Какие скиллы у кандидата являются строго обязательными при отборе?
2. Что допустимо развивать в процессе работы в компании?
3. Основной стек/язык программирования, фреймворк, база данных кандидата?Какого уровня должен быть специалист — junior, middle, senior?
4. Какие задачи (конкретно) будет решать новый сотрудник на испытательном сроке? Как мы поймем, что испытательный срок пройден успешно?
ПРО УСЛОВИЯ:
1. В какой зарплатной вилке можно рассматривать кандидатов? Какая система оплаты труда? При каких условиях оклад меняется? За что предусмотрены бонусы, на чём завязан KPI?
2. Вся команда работает в офисе или есть удалённые сотрудники?
3. Из какого часового пояса относительно Москвы можно рассматривать кандидатов? График плавающий или строгий?
4. Бывают ли переработки и в связи с чем они возникают? Компания их оплачивает или как-то компенсирует?
5. Есть ли у заказчика персональные пожелания по поиску?
6. Планируется ли компенсация обучений, курсов повышения квалификации сотрудника или участия в конференциях?
7. Какие варианты оформления новых сотрудников приняты в компании? ( ТД, ГПХ, ИП и пр.)
8. Есть ли возможность оплаты в иной валюте ( не российский рубль ) для кандидатов из-за рубежа
ПРО ЭТАПЫ ИНТЕРВЬЮ:
1. Где и в какой форме будут проходить собеседования?
2. Кто проводит собеседование?
3. Сколько этапов собеседований?Что из себя представляет тестовое задание? Это какой-то перечень задач/вопросов/кейс-ситуаций?
4. Нужно ли HR-менеджеру предварительно проводить технический скрининг перед тем как прислать резюме кандидата?
5. Сколько времени потребуется для рассмотрения резюме?
6. Сколько технических интервью заказчик сможет проводить в неделю, исходя из его загруженности?
Рекрутер и нанимающий менеджер партнеры и приследуют общую цель - помочь компании достичь определенных результатов, за счет А. Быстрого Б. Качественного найма. И чем подробнее вы зададите вопросы заказчику, тем лучше получится составить профиль кандидата и описание вакансии. Такая вакансия поможет ускорить поиск и привлечь подходящих специалистов.
Если за 2 недели активной работы по вакансии никто из кандидатов так и не подошел, то не стоит ждать месяц или два, чтобы начать работу над ошибками. Скорее всего причина в непонимании рекрутера кого именно мы ищем, в некорректном описании вакансии и как следствие - низкому интересу кандидатов к вакансии.