Тёмная сторона американского высшего образования. Часть 1

Почему не стоит поступать в for-profit universities

Тёмная сторона американского высшего образования. Часть 1

Итак, вы окончили 11 класс или получили степень бакалавра в России и задались целью поступить в американский вуз. Но если ваша цель – не просто уехать учиться в Штаты, но и получить качественное образование, которое станет хорошим стартом для вашей карьеры, важно знать, какие университеты лучше обойти стороной.

В нашем предыдущем материале мы рассказывали о том, как устроен рынок американского высшего образования: на нём присутствуют как государственные, так и частные вузы.

В свою очередь, частные вузы делятся на некоммерческие (non-profit) и коммерческие (for-profit).

Как и следует из названия, целью последних является получение прибыли, а не создание академического сообщества, вклад в науку или подготовка профессиональных кадров для государства или бизнеса. Мы не станем утверждать, что каждый из вузов этой категории плох по определению. Однако у большинства из них есть ряд общих черт, красных флагов, которые должны вас насторожить при подаче заявки на обучение в каждый конкретный вуз.

Итак, как вычислить, что перед вами – американский аналог печально небезызвестной «Синергии»?

🚩 Высокий (близкий к 100%) acceptance rate

Иными словами, эти учебные заведения готовы зачислить любого абитуриента, независимо от уровня его подготовленности и мотивированности на учёбу. Это увеличивает доходы университета: даже если студент окажется отчислен после первой сессии, он успеет заплатить учебному заведению не меньше нескольких тысяч долларов. В ставшем мемом благодаря своей агрессивной рекламной кампании среди американских старшеклассников The University of Phoenix этот показатель равен 100%: любой, кто заплатит нужную сумму на обучение, становится студентом.

🚩 Низкий (менее 40-50%) graduation rate

Этот показатель отражает процент поступивших, которые не отчисляются из университета и в итоге получают диплом. Но если в России подобные конторы готовы ставить проходные оценки за деньги (это встречается и в Штатах), у большинства их американских коллег по цеху схема заработка отличается: они готовы специально заваливать студентов на экзаменах, отправляя их на повторное изучение курса (естественно, оплачиваемое). Но не все готовы платить дважды, и многие выбирают отчисление. Кроме того, некоторые из поступивших вследствие непрохождения какого-либо отбора и вовсе слишком слабо подготовлены, чтобы освоить программу университета. Так, в одном из наиболее одиозных представителей таких коммерческих университетов – Southern University New Orleans – лишь 1% зачисленных проходит путь от зачисления до диплома.

🚩 Средний срок обучения в университете значительно превышает необходимый для получения соответствующей степени

Причины тому те же, что и в прошлом пункте: одни студенты не были достаточно подготовлены для получения высшего образования, другие сталкиваются с намеренным «завалом» на экзаменах. Такая политика вузов приводит к тому, что студент Southern University New Orleans тратит до 7–8 лет на то, чтобы получить степень бакалавра.

🚩 Затраты на маркетинг несоразмерны расходам на предоставление образовательных услуг

Реклама – чрезвычайно важная в бизнес-модели коммерческих университетов статья расходов. Поскольку они не могут похвастаться сделанными в их стенах научными открытиями, успехами выпускников или звёздными преподавателями, им приходится тратить огромное количество средств на информирование потенциальных абитуриентов о себе. Так, The University of Phoenix каждый год вкладывает в рекламу 3 миллиарда (это не опечатка!) долларов.

🚩 Высокий процент студентов из низшего среднего и низшего классов

Казалось бы, это должно говорить о демократичности учебного заведения, однако всё не так однозначно. Агрессивная рекламная кампания, о которой уже было сказано в предыдущем пункте, нацелена именно на тех, кто не может позволить себе подготовку к поступлению в престижные или даже крепкие средние вузы и колледжи и выбирают заведения, в которые их точно зачислят. Однако это оборачивается для многих таких студентов отчислением и невозможностью покрыть уже полученные кредиты на образование. При этом цены на обучение в таких заведениях не уступают вузам с более качественным образованием. Как показывает статистика, в течение трёх лет после начала выплат по образовательному кредиту каждый пятый студент коммерческого вуза становится банкротом.

🚩 Большое количество студентов на одного преподавателя

В топовых учебных заведениях этот показатель составляет 15–20. В университетах классом ниже – около 30. Однако в коммерческих заведениях он может превышать 70! При таком подходе преподаватели оказываются слишком заняты. Вследствие этого коммерческие вузы не могут обеспечить индивидуальный подход к нуждам каждого студента и уделить ему достаточно времени и внимания, что крайне негативно сказывается на качестве получаемого образования. Чтобы получить больше прибыли, они экономят в том числе и на зарплатах преподавательскому составу, делая его столь малочисленным, насколько это возможно.

🚩 Большинство преподавателей работают на неполную ставку или как совместители

Такая модель позволяет коммерческим вузам платить преподавателям ещё меньше. В результате снижается их мотивация давать студентам качественные знания, а времени, которое они посвящают работе с одним студентом – становится ещё меньше.

🚩 Отсутствие аккредитации или аккредитация только на государственном уровне, а не на уровне штата

Для того, чтобы пройти аккредитацию, вуз должен соответствовать определённым критериям, которые могут вводиться как на государственном, так и на региональном уровне. В случае, если аккредитация не пройдена, это говорит о том, что с учебным заведением что-то не так.

🚩 Плохая репутация и негативные отзывы

Все уже перечисленные «красные флажки» приводят к тому, что негативное отношение к университету формируется не только среди студентов, которым не повезло там учиться (например, студенты большинства образовательных программ Grand Canyon University оценивают качество полученных знаний на две звезды из пяти), но и среди работодателей. В результате некоторые карьерные консультанты даже советуют убрать полученную в коммерческом вузе степень из резюме: иными словами, такой диплом не повышает, а наоборот, понижает шансы на трудоустройство. Как показывает статистика, шансы найти работу через 3 после выпуска у выпускника коммерческого вуза на 40% ниже, чем у выпускника государственного или некоммерческого, а те, кто работает, получают на 6000 долларов в год меньше. Ещё одна проблема – полученные в таком учебном заведении кредиты (зачётные единицы) могут быть не засчитаны при переводе или поступлении на следующую ступень образования из коммерческого вуза в частный некоммерческий или в государственный.

🚩 Отсутствие на сайте вуза информации об успехах выпускников или их зарплатах

Как правило, это говорит о том, что университету похвастаться нечем. Вместо того, чтобы решать возникающий у него клубок проблем, вуз предпочитает эти проблемы замалчивать.

🚩 Уголовные дела в отношении руководства университета

Что не может не радовать, некоторые такие «фабрики прибыли», как их называют в американских СМИ, привлекли к себе внимание правоохранительных органов. Так, ITT Technical Institute обвинили в обмане инвесторов по причине завышения graduation rate, а Education Corporation of America – в предоставлении недостоверной информации регулятору по аккредитации и невыполнении своих обязательств перед студентами. Не столь редки и случаи разбирательств в гражданском процессе между студентами и коммерческим вузом. Например, к DeVry University был предъявлен иск о введении потребителей в заблуждение: оно заключалось в том, что абитуриентам в рекламной кампании сообщили, что выпускники DeVry легко находят работу по специальности и зарабатывают больше, чем выпускники других вузов.

Имеет ли смысл поступать в такой вуз? Мы уверены, что в подавляющем большинстве случаев – нет. Однако если ваша цель – не получить хорошее образование, а эмигрировать любым доступным способом и вы уверены, что ваши знания и достижения не позволят вам стать студентом более достойного учебного заведения, обучение даже в таком вузе может стать выходом. Однако делая выбор в пользу такого университета, нужно помнить обо всех скелетах в шкафу, которые он скрывает под красивой рекламной кампанией.

И напоследок, предлагаем вам чёрный список таких коммерческих вузов. Предупреждаем: в этом списке присутствуют не только отдельные университеты, но и «зонтичные бренды», объединяющие сразу несколько сомнительных учебных заведений.

  • The University of Phoenix
  • Grand Canyon University
  • Southern University New Orleans
  • ITT Technical Institute
  • DeVry University
  • Education Corporation of America (EDA)
  • Career Education Corporation
  • Education Management Corporation

PS. Актуальные стипендии, гранты и стажировки для поступления в проверенные вузы США вы найдете на нашем канале.

22
Начать дискуссию