Человеку, далекому от музыкальной или любой другой креативной индустрий, все равно не до конца понятно, что за музыку, которая звучит в ресторане, караоке или торговом центре, площадка должна платить автору. Точно так же, как и за ее исполнение на концерте. Иногда, когда я рассказываю об этом своим знакомым, работающим в других сферах, они очень удивляются: «Даже в автобусе?» Конечно – как и в любом общественном месте. Это также касается использования отрывков произведений в рекламе или кино. Даже если актер напевает какую-то песню в фильме, за это тоже нужно платить, заранее получив разрешение на использование. И все-таки сегодня интеллектуальная собственность становится более осязаемой. В интервью артисты и видеоблогеры открыто говорят о том, что это реальный актив, и они получают деньги за прослушивание своих треков на стриминговых площадках, за рекламные интеграции. Это ведет к тому, что уровень осознанности – и самих креаторов, и потребителей контента – повышается. Представители творческих профессий понимают, что создают продукт определенной стоимости. А любители качественной музыки, кино и видеоблогинга, в свою очередь, готовы за него платить. Креативная экономика активно развивается, и этот процесс будет продолжаться.