Пошаговый план построения сообщества
Автор: Евгения Курчатова (Роньжина)
С каждым годом становится все больше людей, которым интересно, как создать сообщество, объединять людей и зачем нужно комьюнити.
У них есть идеи и планы, как это можно развивать и монетизировать, но нет того, что необходимо для реализации — системы.
Несмотря на то, что сообщества существуют как живые организмы, являются адаптивными и гибкими, потому что состоят из людей, они должны быть построены не стихийно, а по технологии. Именно она дает хороший предсказуемый результат.
В этой статье я детально разберу:
―из чего состоит технология создания сообществ;
―как сделать так, чтобы участники не теряли интерес к сообществу;
―как донести ценность сообщества и найти участников;
―как монетизировать сообщество и получать стабильную прибыль.
Кому будет полезна статья:
1. Маркетологам, которые хотят изучить тему сообществ, чтобы привлекать и удерживать клиентов.
2. HR-специалистам, которые хотят создать крутое корпоративное сообщество и повысить эффективность команды.
3. Онлайн-школам, блогерам, спикерам, экспертам, чтобы повышать доходимость своих продуктов и средний чек.
4. Предпринимателям, которые стремятся удешевить трафик и повысить конверсию.
5. Некоммерческим организациям, чтобы создать системное вовлечение и усилить привлечение ресурсов.
Делюсь с вами системой, которая уже проверена мной и 3000+ выпускников курса «Технологии сообществ».
Шаг 1
Определяем цель
В самом начале пути вы должны ответить на вопрос: «Какую задачу я хочу решить с помощью сообщества?».
Задачи могут быть:
―маркетинговые (увеличить лояльность клиентов и процент повторных покупок);
―продуктовые (повысить узнаваемость продукта и увеличить число покупателей);
―на распространение смыслов и ценностей (собрать единомышленников и продвигать свою идею);
―на самореализацию (найти «своих» людей и раскрыть свой потенциал в любой интересной нише).
От первоначальной задачи зависит окончательный вид сообщества.
Шаг 2
Определяем целевую аудиторию
На этом этапе определяется, какие именно люди нам нужны для решения первой задачи.
Описание идеального резидента сообщества, который входит в активное ядро, максимально вовлечен, участвует в развитии сообщества и помогает реализовывать вашу модель монетизации, — это аватар.
В него мы закладываем все желаемые качества, интересы, а также поведение желаемых участников.
Чем подробнее вы опишете аватар, тем проще будет понять, как привлекать новых людей в сообщество.
Шаг 3
Ищем, что у них общего
Любое сообщество строится вокруг чего-то. Надо выделить точки соприкосновения, общие темы. Вопрос, который надо задать: «Чем люди будут полезны друг другу?».
Пример для понимания: покупка в магазине НЕ считается общим интересом, чтобы создавать сообщество покупателей.
Эти три шага являются основными и самыми важными.
Их нельзя пропускать, потому что отсутствие связи между целью — целевой аудиторией — архитектурой обязательно приведет к распаду сообщества.
Почему? Потому что без связи между элементами:
· Сообщество будет базировано на хаотичном плане.
· Участников соберут по принципу «больше — лучше», а в реальности им нечем делиться друг с другом.
· Создателю придется постоянно пробовать новые тактики вовлечения, но ничего не работает долго: люди выгорают, их интерес к сообществу пропадает. В итоге цель сообщества глазами основателя и глазами участников выглядит совершенно по-разному, что точно не даст сообществу развиваться.
Шаг 4
Прописываем форматы коммуникации
После того как мы расписали профили идеальных участников сообщества (их аватары), мы знаем, что их связывает и почему они общаются, обмениваются опытом и эмоциями.
На данном этапе мы расписываем, как именно они будут общаться: онлайн или офлайн, какие форматы чатов или встреч им интересны.
Для разных целей встреч нужны разные форматы. Например:
· На получение и обмен эмоциями лучше всего работают крупные офлайн-мероприятия, такие как премии, фестивали, концерты и форумы.
· На установление доверия между участниками нужны совершенно другие мероприятия — такие, на которых будет меньше людей и будет возможность поговорить друг с другом в комфортной обстановке.
Шаг 5
Определяем, как часто нужно это общение
У каждого сообщества есть своя частота встреч и общения. Она зависит от важности темы в жизни человека.
Тема материнства является приоритетной для участниц таких сообществ и продолжает занимать первое место в жизни, пока ребенок не вырастет. А тема походов — это хобби. У резидентов таких сообществ основную часть жизни составляет работа, семья, личные дела. Поэтому частота общения в сообществе любителей походов кратно ниже, чем в материнском.
Правильно определенная частота общения и его форматы напрямую влияют на уровень вовлеченности в сообщество, а еще помогают участникам не выгорать.
Шаг 6
Прописываем уникальное торговое предложение
Вы должны выделить в вашем сообществе то, что будет отличать вас от других. Более того, вы конкурируете не только с другими сообществами и клубами, но и со всеми вариантами получения нового опыта, знаний, обмена эмоциями и времяпрепровождения.
Чтобы выделить свое уникальное предложение, необходимо проанализировать всех конкурентов и создать то, в чем нуждаются люди и чего мало на рынке. УТП — это креативная особенность вашего продукта, которая закроет потребности участника или даст ему выгоду и пользу от нахождения в клубе.
В своем телеграм-канале я делилась актуальным способом формирования УТП, переходи в пост и используй в своем проекте.
Шаг 7
Определяем минимальный набор для старта
На этом этапе вы уже представляете, как будет выглядеть ваше сообщество, что оно будет делать и какие люди будут его участниками. Мы все ближе к реализации и запуску сообщества, поэтому здесь вы определяете:
―с какого минимального количества людей можно запустить сообщество;
―какое минимальное количество мероприятий надо организовывать, чтобы участники не перегрузились, а почувствовали групповую динамику и начали сближаться.
Некоторые сообщества начинают с 10 человек и вырастают до сотен участников, а некоторые хотят выйти на рынок и сразу же привлечь сотни резидентов. Все это зависит от цели вашего сообщества и ресурсов, которые понадобятся для организации запуска.
Если хотите получить экспертный взгляд на свое сообщество, приходите на личную консультацию к нашим экспертам.
Оставляйте заявку по ссылке, и команда CU поможет вам сориентироваться и закрыть вашу потребность в комьюнити-менеджменте.
Шаг 8
Что из активностей можно сделать своими руками?
Один в поле не воин.
Следить за всеми процессами сообщества и развивать его от и до достаточно тяжело и требует много времени. И если на старте этого времени выделяется больше, то с развитием и масштабированием сообщества этого времени становится меньше. И тут уже необходимо грамотно делегировать обязанности.
Первый помощник на этом этапе — это участники, которые берут на себя определенные роли и сами на безвозмездной основе распределяют между собой обязанности.
А на втором этапе — это уже нанятые сотрудники и команда, которые берут на себя аспекты ведения сообщества и разгружают основателя.
Шаг 9
Откуда деньги?
Если вы хотите внедрить в свое сообщество монетизацию, то необходимо ознакомиться с самыми популярными способами:
― членские взносы,
― подписка,
― бюджетирование из маркетинга или HR,
― госбюджет.
В своем телеграм-канале я писала пост о способах монетизации, их плюсах и минусах, а еще привела конкретные примеры сообществ и способы их монетизации.
Переходите в посты, нажав на название:
Шаг 10
Как будем привлекать людей?
Разобравшись с форматами, аватарами, целью, выстроив всю архитектуру, вы готовы к запуску сообщества. Последним шагом является поиск и привлечение людей в ваш клуб.
Сообщество — это живой организм, и он должен правильно и гармонично расти, развиваться. Именно это позволяет сделать технология. Мы идем по шагам, грамотно внедряем все элементы сообщества, и в дальнейшем оно становится более мощным, стабильным и готовым к масштабированию и внедрению монетизации.
Подробнее об инструментах сообщества вы можете узнать в нашем университете.
У нас есть обучающие программы, которые помогают освоить эти востребованные навыки в любом подходящем вам формате: от бакалавриата и колледжа, до онлайн курсов.