4 ошибки ИТ-управленцев и как их избежать
Принятие решений в ИТ — это балансировка между ограниченными ресурсами, неопределенностью и потребностями бизнеса.
Найти этот баланс трудно. Самая надежная система наверняка окажется слишком дорогой. Архитектура будущих проектов может блокировать развитие текущих. Подобные дилеммы можно приводить долго.
Делимся ошибками, которые наблюдали и сами иногда совершали при принятии решений, а также выводами и инструментами, которые помогут их избежать.
Ошибка №1: копировать других
В большинстве случаев бездумное копирование чужих решений приносит больше проблем, чем пользы. Ведь по сути это – карго-культ: вместо фокуса на собственных потребностях и проблемах команды ИТ лишь слепо повторяют чужие внешние атрибуты.
Например, пять лет назад было популярно копировать модель организации команд у Spotify. Все пытались повторить успех компании в масштабировании Agile-методологий. Например, Tech Mahindra использовала эту модель для работы над крупными проектами в банковской и страховой сфере.
Однако Хенрик Книберг из Spotify подчеркивал, что их модель разработана специфически под нужды Spotify, поэтому копирование без адаптации к уникальным условиям других компаний может быть ошибкой.
Решение
Вместо того чтобы копировать модель Spotify или любой другой компании, сосредоточьтесь сначала на проблеме, а потом на решении. При этом важно учитывать три момента:
- Обеспечение ценности – все нововведения должны проверяться вопросом: “Помогает ли это усовершенствование/эксперимент обеспечить ценность?”Если речь идёт о создании нового продукта, важно ориентироваться на потребности пользователей.
- Культура проектирования – постройте конвейер, позволяющий командам доставлять ценность независимо друг от друга. Поддерживайте его согласно принципам бережливого производства.
- Готовность к экспериментам – создайте среду, в которой вы сможете рисковать, пробовать без угрозы бизнесу и извлекать уроки из ошибок.
Ошибка №2: избегать коллективного принятия решений
У любого технического изменения есть заинтересованные стороны:
– команды-заказчики;
– команды, которым придется взаимодействовать с новой системой;
– все, кому придется выполнять дополнительную работу.
Даже те, кто непосредственно не участвует в процессе, могут иметь мнение о том, как изменение влияет на компанию. И к их мнению стоит прислушаться.
ИТ-управленец без мнения команды и обратной связи рискует упустить ключевые аспекты проблемы и неудачно внедрить решение. Недостаточное внимание эффективным коммуникациям как внутри команды, так и между подразделениями может привести к разногласиям, задержкам и повышенным затратам.
Решение
Чтобы обсуждение новой фичи или архитектуры было продуктивным:
- Аргументируем цели. То есть, отвечаем на вопрос “зачем мы это будем делать?”.
- Обозначаем недостатки новых решений. Одна из лучших презентаций решения, на которой я был, начиналась со слов: «Вот причины, по которым мне не нравится план». Автор рассказал о рисках, на которые предлагает пойти и проблемах, с которыми ожидает столкнуться. Затем объяснил, почему считает, что проект все же имеет смысл. Затем последовали детали.
- Обучаем и поддерживаем коллег. Особенно это актуально в процессе внедрения изменений. Онбординг для всех заинтересованных поможет снизить сопротивление к новому и увеличить скорость адаптации.
Ошибка №3: игнорировать фактические данные
Многие руководители принимают решения, основываясь на интуиции или устаревшей информации, что ведет к непредвиденным последствиям.
Я был свидетелем ситуации, когда компания приняла решение о запуске нового продукта, основываясь на ограниченной обратной связи от потенциальных клиентов и субъективных представлениях о рынке. Это привело к значительным затратам на разработку и маркетинг продукта, который в итоге не нашел своего клиента.
Это происходит из-за спешки и того, что данные недоступны или на их сбор нет денег.
Решение
Шаг 1: сбор данных
– Количественные методы: опросы, сбор статистики и метрик.
– Качественные методы: анализ рынка, анализ поведения пользователей на веб-сайтах и в приложениях, глубинные интервью с пользователями и экспертами отрасли, фокус-группы для получения более глубокого понимания потребностей и предпочтений целевой аудитории.
Шаг 2: анализ данных
– Использование машинного обучения для выявления трендов, предсказаний поведения пользователей и определения наиболее значимых факторов для успеха продукта.
– SWOT-анализ – определение сильных и слабых сторон продукта, возможностей и угроз на рынке.
Шаг 3: формулирование и проверка гипотез
– Разработка прототипов и MVP (Minimum Viable Product) позволяет проверить ключевые предположения с минимальными затратами и получить реальную обратную связь от пользователей.
– Итеративное тестирование – проведение A/B тестов и использование других методик тестирования для оптимизации продукта на основе данных, собранных непосредственно от целевой аудитории.
Ошибка №4: отсутствие гибкости
По моему опыту, причин здесь несколько.
– Страх перемен. Управленцы опасаются отступать от первоначального плана из-за риска потерпеть неудачу.
– Иногда компании просто не располагают достаточными ресурсами, временем или квалифицированным персоналом для внедрения нового.
– Ограничения, наложенные внешними факторами, например, договорные обязательства с клиентами или партнерами.
Решение
С развитием облачных технологий и ростом спроса на гибкость, масштабируемость и экономическую эффективность, многие компании используют облака. Среди них – «Новосибирскэнергосбыт». Как компания мигрировала в облако и что ей это дало, читайте здесь.
Чтобы процесс миграции в облако прошёл проще, дам несколько рекомендаций:
- Переходите постепенно. Начать следует с миграции менее критичных систем и данных для минимизации рисков и оценки преимуществ облачных решений на практике.
- Совместно с поставщиком услуг разработайте план перехода с четким определением этапов, временных рамок и мер по минимизации потенциальных рисков.
- Исследуйте возможности, которые открывает облако для разработки новых продуктов и услуг, например, в сфере big data и машинном обучении.
Сотрудничайте с надежными поставщиками облачных услуг, которые могут предоставить необходимую инфраструктуру и поддержку на всех этапах миграции. Чтобы понять, насколько облака подходят вам, рекомендую ознакомиться со статьями:
Узнайте подробнее про облачные решения для бизнеса от CORTEL и получите индивидуальный расчёт стоимости оптимальных решений под ваш запрос – тут.