4 ошибки ИТ-управленцев и как их избежать

Принятие решений в ИТ — это балансировка между ограниченными ресурсами, неопределенностью и потребностями бизнеса.

Найти этот баланс трудно. Самая надежная система наверняка окажется слишком дорогой. Архитектура будущих проектов может блокировать развитие текущих. Подобные дилеммы можно приводить долго.

Делимся ошибками, которые наблюдали и сами иногда совершали при принятии решений, а также выводами и инструментами, которые помогут их избежать.

Ошибка №1: копировать других

В большинстве случаев бездумное копирование чужих решений приносит больше проблем, чем пользы. Ведь по сути это – карго-культ: вместо фокуса на собственных потребностях и проблемах команды ИТ лишь слепо повторяют чужие внешние атрибуты.

Например, пять лет назад было популярно копировать модель организации команд у Spotify. Все пытались повторить успех компании в масштабировании Agile-методологий. Например, Tech Mahindra использовала эту модель для работы над крупными проектами в банковской и страховой сфере.

Однако Хенрик Книберг из Spotify подчеркивал, что их модель разработана специфически под нужды Spotify, поэтому копирование без адаптации к уникальным условиям других компаний может быть ошибкой.

Решение

Вместо того чтобы копировать модель Spotify или любой другой компании, сосредоточьтесь сначала на проблеме, а потом на решении. При этом важно учитывать три момента:

  • Обеспечение ценности – все нововведения должны проверяться вопросом: “Помогает ли это усовершенствование/эксперимент обеспечить ценность?”Если речь идёт о создании нового продукта, важно ориентироваться на потребности пользователей.
  • Культура проектирования – постройте конвейер, позволяющий командам доставлять ценность независимо друг от друга. Поддерживайте его согласно принципам бережливого производства.
  • Готовность к экспериментам – создайте среду, в которой вы сможете рисковать, пробовать без угрозы бизнесу и извлекать уроки из ошибок.

Ошибка №2: избегать коллективного принятия решений

У любого технического изменения есть заинтересованные стороны:

– команды-заказчики;

– команды, которым придется взаимодействовать с новой системой;

– все, кому придется выполнять дополнительную работу.

Даже те, кто непосредственно не участвует в процессе, могут иметь мнение о том, как изменение влияет на компанию. И к их мнению стоит прислушаться.

ИТ-управленец без мнения команды и обратной связи рискует упустить ключевые аспекты проблемы и неудачно внедрить решение. Недостаточное внимание эффективным коммуникациям как внутри команды, так и между подразделениями может привести к разногласиям, задержкам и повышенным затратам.

Решение

Чтобы обсуждение новой фичи или архитектуры было продуктивным:

  • Аргументируем цели. То есть, отвечаем на вопрос “зачем мы это будем делать?”.
  • Обозначаем недостатки новых решений. Одна из лучших презентаций решения, на которой я был, начиналась со слов: «Вот причины, по которым мне не нравится план». Автор рассказал о рисках, на которые предлагает пойти и проблемах, с которыми ожидает столкнуться. Затем объяснил, почему считает, что проект все же имеет смысл. Затем последовали детали.
  • Обучаем и поддерживаем коллег. Особенно это актуально в процессе внедрения изменений. Онбординг для всех заинтересованных поможет снизить сопротивление к новому и увеличить скорость адаптации.

Ошибка №3: игнорировать фактические данные

Многие руководители принимают решения, основываясь на интуиции или устаревшей информации, что ведет к непредвиденным последствиям.

Я был свидетелем ситуации, когда компания приняла решение о запуске нового продукта, основываясь на ограниченной обратной связи от потенциальных клиентов и субъективных представлениях о рынке. Это привело к значительным затратам на разработку и маркетинг продукта, который в итоге не нашел своего клиента.

Это происходит из-за спешки и того, что данные недоступны или на их сбор нет денег.

Решение

Шаг 1: сбор данных

– Количественные методы: опросы, сбор статистики и метрик.

– Качественные методы: анализ рынка, анализ поведения пользователей на веб-сайтах и в приложениях, глубинные интервью с пользователями и экспертами отрасли, фокус-группы для получения более глубокого понимания потребностей и предпочтений целевой аудитории.

Шаг 2: анализ данных

– Использование машинного обучения для выявления трендов, предсказаний поведения пользователей и определения наиболее значимых факторов для успеха продукта.

– SWOT-анализ – определение сильных и слабых сторон продукта, возможностей и угроз на рынке.

Шаг 3: формулирование и проверка гипотез

– Разработка прототипов и MVP (Minimum Viable Product) позволяет проверить ключевые предположения с минимальными затратами и получить реальную обратную связь от пользователей.

– Итеративное тестирование – проведение A/B тестов и использование других методик тестирования для оптимизации продукта на основе данных, собранных непосредственно от целевой аудитории.

Ошибка №4: отсутствие гибкости

По моему опыту, причин здесь несколько.

– Страх перемен. Управленцы опасаются отступать от первоначального плана из-за риска потерпеть неудачу.

– Иногда компании просто не располагают достаточными ресурсами, временем или квалифицированным персоналом для внедрения нового.

– Ограничения, наложенные внешними факторами, например, договорные обязательства с клиентами или партнерами.

Решение

С развитием облачных технологий и ростом спроса на гибкость, масштабируемость и экономическую эффективность, многие компании используют облака. Среди них – «Новосибирскэнергосбыт». Как компания мигрировала в облако и что ей это дало, читайте здесь.

Чтобы процесс миграции в облако прошёл проще, дам несколько рекомендаций:

  • Переходите постепенно. Начать следует с миграции менее критичных систем и данных для минимизации рисков и оценки преимуществ облачных решений на практике.
  • Совместно с поставщиком услуг разработайте план перехода с четким определением этапов, временных рамок и мер по минимизации потенциальных рисков.
  • Исследуйте возможности, которые открывает облако для разработки новых продуктов и услуг, например, в сфере big data и машинном обучении.

Сотрудничайте с надежными поставщиками облачных услуг, которые могут предоставить необходимую инфраструктуру и поддержку на всех этапах миграции. Чтобы понять, насколько облака подходят вам, рекомендую ознакомиться со статьями:

Узнайте подробнее про облачные решения для бизнеса от CORTEL и получите индивидуальный расчёт стоимости оптимальных решений под ваш запрос – тут.

Начать дискуссию