Миграция в облако: как безболезненно перейти с зарубежного на отечественное

Как в 2024 году можно хранить что-то в облаке, которое не в РФ?”

– прокомментировал читатель Хабр новость о том, как российские девелоперы потеряли доступ к своей проектной документации из-за того, что Autodesk неожиданно заблокировал им аккаунты.

Возможно, ответ в том, что миграция в отечественные облака представляется сложной и рискованной. Действительно ли это так и как обойти подводные камни при переезде?

Что побудило пойти зарубеж

Чтобы понять, почему в импортных облаках ещё остались российские компании, нужно разобраться, почему они вообще там оказались.

Поговорим о причинах облачной эмиграции и их актуальности на 2024 год.

1. Доверие к бренду

Как было

Считалось, что известность площадки = гарантия надёжности. Мол, там размещаются крупные корпорации под жесткий SLA, а значит, и с системами моей компании всё будет в порядке.

Реалии 2024 года

Бренд в сфере облачных технологий уже не играет никакой роли. Когда мы в CORTEL решали вопрос с отказом от продукции Microsoft, один сотрудник был уверен, что, корпорация никогда не заблокирует свои ресурсы в России. И буквально через два месяца это случилось.

Многие часто “стреляют себе в ногу”, надеясь на удачу в таких вещах. Но правда в том, что многим зарубежным компаниям выгоднее отказаться от аудитории из РФ и потерять часть доходов, чем рисковать попасть под санкции США.

2. Зарубежные площадки не попадают под российскую юрисдикцию

Как было

Бытовало мнение, что контролирующие органы в любой момент могут прийти на российскую площадку и изъять оборудование с данными компании. За рубежом такого риска не было – законы РФ там не распространяются, а значит, никто не имеет права потребовать доступ.

Предположим, у тебя есть 1С, к тебе придут контролирующие органы, скажут – покажи бухгалтерию. А где ещё? Где-то. И в это “где-то” со своими требованиями никто прийти не может

Реалии 2024 года

Персональные данные за пределами РФ хранить нельзяхранить нельзя. В случае проверки пострадают не те, кто оставил данные здесь, а те, кто хранит их на зарубежных площадках.

3. “Работает – не трогай”

Этот принцип бытует среди инженеров и системных администраторов – зачем идти на риск и что-то менять, если это может привести к негативным последствиям?

Реалии 2024 года

В один прекрасный день VMware без предупреждения заблокировала учётные записи. Я не смог зайти в свой аккаунт, хотя на счету остались деньги. Так что принцип “когда сломается – будем решать” становится риском. И нужно думать о том, насколько он оправданный, потому что аварийное восстановление обычно проходит гораздо болезненнее, чем плановое. Во втором случае мы планируем работы, перерывы и т.д. Если восстановление аварийное, велик риск потери данных, даже при наличии бэкапов.

Проблемы миграции

Теперь о том, с какими сложностями сталкиваются компании при переходе с зарубежного на российское облако.

– Сложное проектирование

В большинстве случаев крупные инфраструктуры – хаотические. Они росли и развивались постепенно, без плана и документирования изменений. Грубо говоря: потребовался ресурс – его добавили, понадобилась система – её сделали.

В такой структуре много взаимосвязанных, но не понятно, как именно, систем. Вероятно, есть и атавизмы, которыми никто не пользуется – и это нормально. Такое часто бывает – до сих пор платишь деньги, там уже никто не работает, но отследить это очень сложно как раз по той причине, что элементов очень много, и как они связаны – неизвестно. Особенно если сменился персонал, который всё это обслуживал – тем, кто пришёл на их место, сложно и долго разбираться в запутанном наследии.

– Потеря ресурсов

Самостоятельно бесшовную миграцию осуществить практически невозможно. Перерыв в работе систем всё равно будет. И чем крупнее структура, тем он будет дольше. А пока системы стоят, компания теряет время, данные, деньги.компания теряет время, данные, деньги.

Также ей необходимо уведомить пользователей – почему и как долго сервис не будет доступен.

– Сложные процессы

Ресурсы необходимо разобрать, выгрузить, сохранить и перенести на российскую площадку. И хорошо, если есть коннекторы, которые позволяют это сделать с минимальными трудозатратами. Но даже с ними избежать простоя в несколько дней – это огромная, сложная работа.

Поэтому зачастую проще оставить как есть, чем пытаться что-то сделать, понимая, что объём работы огромный – обычно у персонала нет на это ни времени, ни компетенций.

– Зависимость приложений от облака – использование Cloud Native

Если коротко – в рамках этого подхода приложения создаются и запускаются на базе сервисов и компонентов, привязанных к поставщику облачных услуг.

И если обычно обмен данными выглядит как:

ВМ приложения делает запрос к ВМ базы данных по IP

То в случае Cloud NativeCloud Native это будет:

Приложение делает запрос к БД через URL, а БД находится у поставщика услуг

Чтобы после миграции всё продолжило работать в привычном режиме, необходимо перестраивать всю архитектуру.

Мифическая облачная сырость

Популярно мнение, что все российские ИТ-решения “сырые”, на них невозможно поддерживать стабильность и надёжность. На практике это справедливо лишь для отечественных кластеров: российская виртуализация, в большинстве, действительно не предназначена для построения публичных облаков.

В целом же практически все облака российских поставщиков услуг построены на опенсорсных либо на проприетарных импортных решениях с серьёзной доработкой. Все они “родились” далеко не в 2022 году, а гораздо раньше. Они уже прошли опыт становления от “юношества” до “зрелости”, и мы уверенно можем сказать – да, оно 100% работает.

Проприетарные решения сегодня без вендорской техподдержки, но мы умеем поддерживать работоспособность и надёжность самостоятельно по жесткому SLA.

Как мигрировать с минимальными потерями

Вариант 1: самостоятельно

В этом случае вам потребуется выполнить следующий алгоритм

Шаг 1: оценить текущую инфраструктуру

  • Посчитайте все компоненты текущей инфраструктуры: серверы, базы данных, приложения, сервисы, сети и т.д.
  • Определите зависимости между компонентами.
  • Оцените используемые ресурсы (CPU, RAM, дисковое пространство) и пропускную способность сети.
  • Оцените соответствие требованиям регуляторов к безопасности.

Шаг 2: выбрать площадку в РФ

Шаг 3: спланировать процесс миграции

  • Разработайте детальный план миграции, определите ответственных лиц и контрольные точки.
  • Выберите сценарий миграции: полный перенос всех компонентов сразу или поэтапно.
  • Идентифицируйте риски (например, простой сервисов, потеря данных, нарушения в работе) и разработайте меры по их минимизации.

Шаг 4: подготовить инфраструктуру

  • Создайте аналогичные окружения в российской облачной инфраструктуре.
  • Настройте VPN или другие способы защищенного подключения между старой и новой инфраструктурой.

Шаг 5: перенести данные и сервисы

  • Создайте резервные копии всех данных и конфигураций.
  • Перенесите данные в новую инфраструктуру, используя инструменты площадок или сторонние решения.
  • Настройте и протестируйте все сервисы в новой инфраструктуре.

Шаг 6: переключиться на новую инфраструктуру

  • Спланируйте переключение на период минимальной нагрузки.
  • Настройте мониторинг всех компонентов новой инфраструктуры для оперативного выявления проблем.
  • Обеспечьте наличие команды поддержки для быстрого реагирования на инциденты.

Шаг 7: пост-миграционные задачи

  • Оптимизируйте конфигурации и процессы для работы в новой инфраструктуре.
  • Обучите сотрудников работе с новой инфраструктурой.
  • Обновите всю документацию, связанную с новой инфраструктурой.

Сроки миграции

  • Малые и средние проекты: от нескольких недель до нескольких месяцев.
  • Крупные системы: от нескольких месяцев до года и более.

Риски

  • Возможны простои сервисов при переключении.
  • Риск потери данных.
  • Временами возможно снижение производительности.
  • Риски, связанные с защитой информации и соответствием требованиям регуляторов.

Сложности

  • Требуется тщательное планирование и проектирование.
  • Трудность интеграции с существующими системами.
  • Необходимо учитывать требования законодательства и регуляторов.

Вариант 2: делегировать миграцию интегратору

Профессиональные поставщики услуг обладают необходимыми знаниями, инструментами и опытом. Это позволяет минимизировать риски и сократить время на миграцию,обеспечив при этом высокий уровень безопасности и надежности данных и сервисов.

Когда приходит интегратор и разворачивает систему, у заказчика всегда есть прописанная архитектура и схема работы с ней: все понимают, где и какие элементы, как они между собой связаны и взаимодействуют.

Я считаю нормальным решением обратиться к компетентным людям, способным предложить план миграции в соответствии с требованиями бизнеса и полностью взять эту задачу. Так поступили, например, ТИОН ТИОНи Новосибирскэнергосбыт. Они делегировали эту задачу Cortel.

Если вам нужна консультация по миграции из зарубежного облака в российское, заполните форму — заполните форму - мы свяжемся с вами.

Начать дискуссию