FinOps на практике. Как сокращают расходы на облако?

В прошлом материале писал об истории развития FinOps. Сам подход применяют и лидеры рынка и небольшие компании, а чем конкретно он может быть полезен и как его внедрять – обсуждаем далее.

Роль FinOps в бизнесе

– 50% предприятий не могут правильно оценить затраты на облачные услуги;

– 32% предприятий не могут эффективно управлять затратами на облачные ресурсы;

– 83% предприятий не могут оптимизировать затраты на облако.

Проблема возникает по ряду причин – от неэффективного распределения ресурсов до разрыва коммуникации. 30% участников опроса State of FinOps 2022 сообщили о сложностях мотивации сотрудников к изменениям.

FinOps помогает справиться с этими вызовами. По данным Gartner, FinOps на 40% сократит усилия по планированию бюджета и повысит эффективность облачной оптимизации к 2026 году.

Участники опроса State of FinOps 2022 подтверждают прогноз:

– у 44% компаний есть команда FinOps;

– у 71% – специальный инструмент или платформа FinOps;

– 68% респондентов сообщили, что благодаря FinOps смогли оптимизировать расходы на облако.

Что даёт FinOps:

  • Оптимизацию затрат
  • Прозрачность расходов и потребления ресурсов
  • Увеличение гибкости
  • Улучшение коммуникации между отделами
  • Стимуляцию инноваций

Направления развития продуктов управления затратами:

– Детализация затрат

– Мониторинг состояния ресурсов

– Миграция ресурсов

– Маркировка ресурсов

– Развертывание на основе шаблонов

– Оповещение при достижении лимитов

– Планирование затрат на облако

– Управление квотами

– Прогнозирование затрат

– Управление жизненным циклом ресурсов

– Рекомендательная система

Как внедрять?

Например, у вас интернет магазин, инфраструктура которого расположена в облаке, затраты на которое растут вне зависимости от продаж.

  • Создаём команду FinOps

Определяем ключевых заинтересованных лиц среди финансистов, операционного офиса и отдела разработки.

  • Определяем политики расходования

Политика будет регулировать бюджет на облако и включать рекомендации по использованию сервисов, объему расходов, а также по тому, кто может совершать покупки.

  • Внедряем теги распределения затрат

Используем метки для отслеживания расходов между подразделениями, проектами и командами. Это поможет определить точки сокращения затрат.

  • Устанавливаем целевые показатели затрат и бюджетов

Для каждой команды на основе их потребностей. Это поможет избежать перерасхода.

  • Внедряем мониторинг расходов

Команда должна регулярно контролировать и оптимизировать расходы на облако на основе тегов распределения и целевых показателей.

  • Внедряем меры по экономии затрат

Например, зарезервированные экземпляры и автоматическое масштабирование, чтобы снизить расходы на облако без ущерба для производительности и надежности.

  • Автоматизируем оптимизацию затрат

Например, компании используют AWS Lambda,чтобы автоматически отключать неиспользуемые ресурсы или уменьшать их в непиковые часы.

  • Проводим регулярные проверки

Анализируем расходы, чтобы убедиться, что они соответствуют бизнес-целям. Например, тенденции, возможности экономии и корректировки в политике расходов.

Как это выглядит на практике?

Lyft – конкурент Uber со штатом более 5000 человек. Благодаря FinOps компания сократила облачные затраты на 40%.

«Мы знали, каков наш общий счет за AWS, но не знали, какие из команд тратят деньги, потому что у нас не было единого способа отметить ресурсы. Также нам не хватало барьеров для предотвращения потерь. По мере роста команды появились эксперименты с более сложными рабочими нагрузками. Например, задания по машинному обучению выполняются на более дорогих инстансах Amazon EC2. Расходы возросли и стали неконтролируемыми»

– прокомментировал представитель Lyft.

Lyft использовали сервисы AWS Cost Management и смогли отслеживать расходы на AWS. «Наши инженерные команды впервые увидели, сколько они тратят, — говорит представитель компании. «Эта видимость вызвала первоначальную волну действий по снижению затрат».

В течение шести месяцев Lyft сократила затраты AWS на 40 процентов.

«Мы добились высокой рентабельности инвестиций, начав с малого и обеспечив базовую видимость» – комментирует представитель Lyft.

Что будет дальше?

В 2022 года FinOps Foundation провёл опрос среди 572 практиков FinOps. На вопрос об уровне зрелости FinOps:

– 37,1% заявили, что они находятся на этапе «сканирования» – создания основ.

– 42,8% находились на стадии «ходьбы», когда практикующие внедрили, но еще не усовершенствовали практики.

– Только 12,6% участников находились на этапе «запуска» инструментов FinOps в штатном режиме.

В России FinOps используют единицы, однако интерес растет. Даже если темпы снизятся, трудно представить будущее, в котором нет FinOps.

3535
Начать дискуссию