Custdev: как не создать стартап, который никому не нужен
В рамках HSE FEST проекты получили эксклюзивный доступ к мероприятиям акселератора, во время которых специалисты корпораций и представители бизнеса делились своими знаниями с начинающими предпринимателями.
Стартап - это начинающий бизнес, находящийся на этапе поиска устойчивой бизнес-модели. Отличие стартапа от бизнеса состоит в том, что у него не всегда есть доход, но имеются возможности к стремительному росту благодаря новым рынкам, технологиям и инвестициям. Жизненный цикл стартапа проходит через несколько этапов:
- формулировка идеи
- создание команды
- получение начальных инвестиций
- создание MVP
- первые клиенты и денежные потоки
- точка роста и выход на IPO.
Однако не все проекты доходят до последних стадий, многие из них проваливаются. Главная причина неудачи: на рынке нет потребности в созданном продукте.
Избежать этого поможет Customer Development(CD). CD - это методология по развитию бизнеса, основанная на идее о первоначальной важности потребности клиентов, а не создаваемого продукта. CD описывает 4 этапа развития компании:
- Customer Discovery
Необходим для того, чтобы узнать потенциальных пользователей и протестировать продуктовые гипотезы. Главный принцип стартапа - создавать и тестировать как можно больше предположений в поиске лучшего.
- Customer Validation
Создание MVP, сбор обратной связи от пользователей, повторный релиз новой версии MVP с улучшенными функциями, сбор замечаний и комментариев и разработка конечного продукта.
Важно понимать, что MVP должен с самого начала решать проблему пользователей.
- Customer Creation
Этап, который позволяет охватить более широкую клиентскую базу. После двух прошедших этапов вы будете ясно понимать, кто использует ваш продукт и где искать этих людей.
- Company Building
Превращение стартапа в полноценную компанию. Переход от Customer Development к долгосрочному планированию и росту.
Для составления успешной бизнес-модели важно использовать стратегию Canvas, созданную Александром Остервальдером. Данная бизнес-модель состоит из 9 блоков, которые выписываются на один листок. В каждом из них вы задаете правильные вопросы и пишите ответы, которые в конечном итоге должны стать гипотезой.
Из всех перечисленных этапов и инструментов развития бизнеса сложилась Lean Startup methodology. Основная идея - цикличность процесса работы над продуктом. Вы создаете идеи, гипотезы и продукты, тестируете их и исправляете - этот цикл постоянен.
Какие конкретные действия нужно предпринимать в рамках CD?
- Ищем потребность. На данном этапе исследуем разные сценарии и проводим проблемные интервью.
- Формируем ценностное предложение. Создаём MVP и проводим решенческие интервью.
- Валидируем количественно. На данном этапе расширяем целевую аудиторию вашего продукта.
- Внедряем монетизацию. Проверяем, работает ли продукт или нет. Лучшим подтверждением его полезности являются деньги ваших клиентов.
- Итеративно улучшаем. Проводите решенческие интервью и постоянно улучшайте ваш продукт.
Проблемное интервью - важнейший инструмент на первых этапах. Оно позволит узнать, как люди решают определенную потребность, насколько она сильна и какие эмоции они получают. Клиенты укажут на частотные и потенциально частотные боли, а также на важные детали, неизвестные конкурентам.