Я, вы и вон тот парень за столиком напротив ведём переговоры каждый день. Это просто часть нашей повседневной жизни. Ваша карьера, финансы, отношения с близкими, отпуск и даже будущее детей во многом зависят от умения договариваться. Например, с ребёнком вы ведёте переговоры за хорошее поведение, с начальником о повышении, с партнёром о поставках, с мужем или женой об ужине.
Всё чаще я замечаю, как кто-то отстаивает свои интересы и реже идёт на односторонние уступки. Возникают разногласия и это вполне логично. Их можно «решить» криками, ссорами, уйти от проблемы или согласиться со всем и никак не участвовать в разговоре. В некоторых случаях вы всё же придёте к общему соглашению. Но не факт, что оно устроит обоих. И вот мы каждый день с кем-нибудь ведём переговоры. По идее этот навык должен быть на высшем уровнем. Но почему-то зачастую всё не так.
В повседневной жизни люди ведут позиционные переговоры. Будучи ребенком, вы могли заплакать, потому что хотели какую-то игрушку. Так вы занимали жёсткую позицию.
В ней люди до конца стоят на своём. Продавливают собеседника своей внутренней силой или аргументами. И если встречаются два человека с жёсткой позицией, ждите или мирного соглашения, или взрыва атомной бомбы.
Но бывают и те, кто со всем соглашается. Они стоят в мягкой позиции и готовы идти на любые уступки, лишь бы это всё закончилось. В переговорах с такими людьми есть соблазн быть чуть жёстче и добиться своего. Но только какой ценой? Если это ваш близкий человек, то он почувствует себя уязвлённым и обиженным, а это может привести к ссоре и испорченным отношениям.
Когда каждый из участников переговоров занимает определённую позицию, они вступают в позиционные переговоры.