Страх изменений при росте бизнеса

Михеева Оксана, управляющий партнер консалтингового агентства "Стратегия и управление"
Михеева Оксана, управляющий партнер консалтингового агентства "Стратегия и управление"

«Плох тот бизнес, который не растет» - фраза с которой сложно не согласиться.

Разберем сегодня «Хочу VS Опасаюсь» собственника при базовой установке на развитие бизнеса. Как правило, достигая фазы стабильного более или менее устойчивого финансового состояния и роста бизнеса не ниже среднерыночного собственник, который чаще всего и управляет небольшим бизнесом, задумывается о масштабировании.

Страх изменений при росте бизнеса

Если посмотреть на стадии жизненного цикла компаний, то мы говорим о стадии «Юность» со всеми вытекающими из этой стадии сложностями:

- высокий уровень централизации принятия важных решений (все решения замыкаются на первом лице),

- низкая степень разделения функциональных обязанностей,

- низкая регламентация и формализация даже критически важных для результата бизнес-процессов;

- критически низкий уровень автоматизации процессов, отчетности и пр., что не позволяет качественно управлять операционной деятельностью и пр.;

- времени собственника на все категорически не хватает.

Если более емко сформулировать, то получаем бизнес «на ручной тяге» со слабо управляемой системой. Логично, что при возникновении в голове собственника мысли «Хочу масштабироваться» возникает одновременно и вопрос «Как реализовать?».

Вернемся здесь к стадии жизненного цикла «Юность». Сама по себе стадия довольно сложна тем, что в компании требуются значительные изменения, связанные с перестройкой орг. структуры, бизнес-процессов и самой системы управления бизнесом. Не забываем и о коллективе, который при непродуманном внедрении изменений будет всячески сопротивляться («И так все работает! Придется работать по другому! А может и больше? Так зачем менять???»).

Так вот, все вышеперечисленные логичные проблемы этой стадии не столь критически важны как истинное желание и решимость собственника на изменения! Если у собственника нет четкой позиции «Да мы, как компания, меняемся! Это жизненно необходимо бизнесу», то все нововведения не будут доведены до запланированного результата. Коллектив будет чувствовать, что все можно «откатить» назад и будет всячески саботировать внедрение изменений.

Для успешной реализации новой модели управления требуется сочетание четырех факторов:

1. Принятие собственником и уверенная трансляция решения о системных изменениях коллективу;

2. Определение и доведение до коллектива четкого позитивного образа нового результата;

3. Сохранение ценности коллектива в формировании итогового результата бизнеса;

4. Четкое определение первых шагов и в целом плана изменений.

Вопросы собственника

Так почему же возникают страхи собственника? Разберем конкретные вопросы и опасения:

1. Сейчас все работает и показывает удовлетворительный результат. А вдруг будет хуже?

2. Коллектив не примет. Возникнет текучка! А у дверей не стоит очередь из соискателей. Подбор, адаптация и пр. Это точно надо?

3. Новые процессы – централизация и автоматизация. Компания кардинально изменится. А я этих новых процессов не знаю, у меня нет нужных компетенций! Кто этим будет управлять?

4. Регламентация и формализация бизнес-процессов не приведет ли к замедлению принятия решений? Как разрабатывать, внедрять, контролировать? И опять же, кто будет делать?

Пока собственник для себя не ответит, как минимум, на эти вопросы и не будет четко понимать основные направления дальнейшего движения в управлении бизнесом при его масштабировании, транслировать решение коллективу точно не нужно.

Что делать собственнику? И как внедрять новую систему управления?

1. Сам себе режиссер. Изучить опыт рынка, адаптировать его под специфику своего бизнеса, учесть положительный опыт коллег и/или конкурентов и засучив рукава приступить к изменениям.

2. Помощь друга. Пригласить в штат наемного ТОП-менеджера. Здесь будет очень важно, чтобы у специалиста был опыт реализации изменений именно на стадии жизненного «Юность» для аналогичного объема бизнеса.

3. Требую профессионала! А дальше сам! Если у собственника есть желание продолжить самостоятельно управлять бизнесом, но есть потребность в профессиональных компетенциях по внедрению изменений, целесообразно обратиться к бизнес-эксперту для разработки индивидуального плана и сопровождения его внедрения.

Для закрытия «болей» вашего бизнеса при его масштабировании обращайтесь за проектным сопровождением или за разовой консультацией: https://omikheeva.ru/consulting.

Или просто заполните форму обратной связи на сайте: https://omikheeva.ru/contacts.

22
Начать дискуссию