✅ Валидация бизнес-идеи для стартап-визы Финляндии. ч.2/3
5 Рынок
TAM - глобальный рынок вашей сферы. Если там нет миллиарда долларов, переделывайте бизнес модель или продукт.
SAM - целевой рынок, который уже ограничен географией и вашей спецификой.
SOM - часть целевого рынка, которую вы можете достигнуть за какой-то промежуток времени (год, два, три).
TAM, SAM нужно считать исходя из отчетов и данных. Если вы делаете проект в популярной индустрии эти отчеты есть в открытом доступе. У меня таких отчетов не было и я по крупицам собирал из разных источников (конференции, индустриальные отчеты, выступления, аналитика банков).
SOM - нужно считать на основе вашего среднего контракта и сколько таких контрактов вы сможете реально заключить. Помните, что это все гипотезы и все очень приблизительно. Важно понимать порядок чисел, чтобы не было сотен миллионов в первые полгода и чтобы не было десятков тысяч через 3 года.
🌐 Выход на рынки.
В этом разделе нужно рассказать о своей стратегии привлечения клиентов, географической экспансии, как и где вы конкретно будете работать, указывать прям мероприятия, которые будете посещать. Если у вас будет какая-то кооперация с другими компаниями, то какими компаниями (даже гипотетически).
📈 Долсрочные ворзможности роста.
Здесь важно понять, чтобы было представление, что будете делать, когда пробежите первый спринт и что будете делать дальше, а также то, что есть куда развиваться и соответственно расти денежно. Чтобы не было такого, что после тяжелого внедрения одной фичи вы не знаете, что делать дальше с продуктом или быстро достигли потолка оборота по выручке.
6 Выгоды для клиентов
Емко, коротко и в числах объяснить, почему потенциальный или существующий клиент выбирает именно вас.
⁉ С этим у меня были сложности, потому что здесь как раз нужно показать инновационность продукта, то есть что я изобрел такого, чего раньше не было. Как мне кажется, для некоторых стартапов очень сложно показать свою инновационность в числах, когда у тебя продукта еще нет, а чтобы он был нужны инвестиции. Но тут постарайтесь что-то придумать, да-да что-то придумать. Может быть получится показать, что на Х% лучше конкурентов или в Х раз быстрее. Тут правда сложно. Я думал об этом больше двух недель.
7 Конкуренты
Расскажите о том, как клиенты уже решают свои задачи без вашего продукта, это может быть продукт конкурента, или костыли, или какие-то ручные не автоматизированные процессы. Реально расскажите о том, кто конкурент, необязательно компания.
Если есть компании, с которыми конкурируете, напишите их названия, дайте ссылки. Обязательно в одном абзаце опишите чем от них отличаетесь.
8 Команда
⭕ Распределение долей и ролей в компании у фаундеров. Кто из вас CEO, кто CTO и чем будете заниматься как фаундеры. Напомню, что в Финляндию можно подаваться минимум двум фаундерам.
👥 Какие люди понадобятся в ближайшей перспективе и таймлайн их найма.