Корпоративная акселерация для стартапа: взгляд изнутри
Часть 2: опыт казахстанской компании Smart System Technologies и ее решение для планирования перевозок по железной дороге
MultiCode – это умный планировщик грузовых перевозок для операторов вагонных парков. Их цель – сократить число вагонов, которые перемещаются без груза, и их простой.
Основатель компании Smart System Technologies Ануар Сарсембинов рассказывает, как они разработали этот проект на корпоративном акселераторе, как удалось сохранить самостоятельность компании и почему крупным предприятиям выгодно сотрудничать с молодыми айтишниками.
Nuris – это инновационный кластер при Назарбаев Университете в Казахстане. Он нужен, чтобы общаться с индустрией, выявлять проблемы, а затем предлагать недавним выпускникам их решить. Для этого устраиваются корпоративные акселераторы.
«Мы проходили акселератор в прошлом году. Тогда перед стартаперами поставили проблему – оптимизировать грузоперевозки. Мы еще около 30 команд подали заявку на второе направление»,
— В чем особенность подобных акселераторов?
Если компании требуется IT-решение, у нее есть несколько вариантов, как поступить:
- Можно разово заказать решение у IT-компании. Но есть вариант, что это оно вскоре станет неактуальным и будет требовать постоянных обновлений, для чего нужна регулярная техподдержка. Этот вариант негибкий, потому что вся разработка и тех. доработки идут через ТЗ, а на его формирование и постоянное договорное заключение уходит непозволительно много времени.
- Нанять своих разработчиков и разработать это решение самостоятельно. Однако это дорого и не всегда эффективно. Даже чтобы нанять разработчиков, нужно иметь экспертизу в этой области. А этого как раз у многих предприятий нет. Помимо этого, у разработчиков нет долгосрочного интереса, и им выгоднее разрабатывать продукт дольше, чтобы получать свою фиксированную зарплату.
- Найти команду, которым можно предложить построить бизнес вместе. Сначала это будут небольшие деньги и небольшие риски. Зато у команды – свежий взгляд и большая мотивация. Можно рассчитывать на гибкий Agile-подход к разработке, который позволяет постоянно дорабатывать продукт в короткие циклы.
— Почему выбрали именно ваше решение?
Среди лидеров этой программы были мы и еще один ученый из России с большой экспертизой в этой отрасли. Только если он предложил очень сложную модель, в презентации много времени уделял самой технологии и не имел команды, то мы предложили фактически то же самое, только сделали презентацию наглядной и простой для понимания. Более того, у нас с командой уже был успешный кейс реализации IT-продукта.
Мы увидели главную проблему в том, что диспетчер в вагонном парке не видит полной картины, поэтому не все вагоны эффективно используются. Наше решение – алгоритм, который отслеживает нахождение вагонов, моделирует все возможные варианты перевозок и представляет наиболее оптимальный план в виде таблицы для диспетчера.
На стадии пилотирования мы создали примерный продукт и доказали, что технология работает: после трех месяцев испытаний мы сократили порожний пробег вагонов в два раза и на 30% повысили эффективность в целом.
— Получается, после победы в акселераторе ваше решение применили на практике. Как вам удалось избежать слияния с компанией заказчика?
Это было одно из условий, что мы будем работать в сотрудничестве как отдельная IT-компания. Мы сохранили самостоятельность. А чтобы начать предлагать наше с партнерами решение другим грузоперевозчикам, мы планируем создать отдельное юр. лицо. Так мы сможем работать на равных.
О том, как появилась компания Smart System Technologies и что представляет собой ее первое решение по поиску повреждений на дорогах, – читайте в нашем предыдущем материале.
Подробнее о фаундере проекта Ануаре Сарсембинове смотрите на YouTube.