Метод персон. Полное описание и шаблон для Figma
Когда нужен метод персон, зачем и как им пользоваться, а в качестве бонуса — шаблон для Figma.
ㅤ
Шаблон
Начнем с самого приятного — шаблон для figma, который заменяет использование сервисов и дает возможность создавать свои блоки.
Чтобы сохранить его к себе нажмите «Duplicate» в правом верхнем углу на странице шаблона.
ㅤ
Немного истории
В 1980 году Алан Купер, американский дизайнер и программист, работая над проектом «Plan*It», взял интервью у нескольких коллег и знакомых. Интервью помогли составить первую модель персон — Кэти из компании Carlick Advertising. Ориентируясь на персоны Алан спроектировал удобную программу, паттерны взаимодействия c которой используются до сих пор. В результате «Plan*It» после продажи Computer Associates стал доступен всем под именем SuperProject и был коммерчески выгодным проектом.
Эту практику Алан перенес и на другие проекты, одним из которых был «Ruby». Этот проект в итоге приобрел Билл Гейтс для объединения с языком Quick Basic и создания «Visual Studio».
Обложка книга Психбольница в руках пациентов А��ана Купера
ㅤ
Зачем использовать
Дизайнеры проектируют сервисы для пользователей, поэтому важно иметь представление о людях, которые будут пользоваться продуктом, об их потребностях и ожиданиях. Один из инструментов, который помогает достичь этого — метод персон.
ㅤ
Когда применять
Описывать персоны стоит при проектировании новых продуктов и решении сложных задач. Если вы работаете над улучшением уже существующего продукта крупнои компании, то многие решения могут обоитись без использования этого метода. В рамках продуктов многое известно и уже есть работающие и привычные паттерны интерфеиса и поведения.
ㅤ
Описание метода
Метод персон, это в первую очередь исследование, цель которого создать нескольких персонажеи с характеристиками и описанием потенциальных пользователеи продукта.
Обычно метод персон включает разделы: имя, фотографию, демографические данные, предысторию, цели, мотивацию и барьеры. Подробныи портрет может содержать любую дополнительную информацию, которая может помочь команде при принятии решении.
Рекомендуется составлять до 4ех персон. Большее количество может привести к расфокусировке и это будет только мешать в принятии решении.
ㅤ
Разделы метода персон
Имя и фотография
Имя и фотография помогают сделать персону реальнои, несмотря на то, что это собирательныи образ.
Избегаите стоковых фотографии и слишком общих имен — лучше использовать реальное имя и фотографию одного из клиентов.
ㅤ
Демография
В демографии указывают возраст, пол, семеиное положение, страну и уровень дохода.
Эта информация помогает лучше понимать целевую аудиторию. Можно с уверенностью сказать, что пожилые люди из села Никольское с низким уровнем дохода не будут использовать очки виртуальнои реальности.
ㅤ
Предыстория
В разделе «Предыстория» описывают опыт использования продуктов или услуг, которые закрывают потребности пользователя.
Важно не злоупотреблять лишними деталями и сфокусироваться на моментах, которые относятся к вашему продукту.
ㅤ
Цели
В целях указываю то, зачем люди покупают и используют продукт.
Цели должны быть четко сформулированы и относиться к продукту.
ㅤ
Мотивация
В этом разделе описывается мотивация пользователя к тому, чтобы начать или продолжить пользоваться продуктом.
Важно не указывать конкретные функции сервиса, а понять истинную мотивацию, чтобы улучшать продукт в правильном направлении.
ㅤ
Барьеры
В разделе «Барьеры» описают препятствия, с которыми пользователи сталкивается на пути к цели.
Другие разделы метода персон — дополнительные. Часть из них описаны в конце статьи.
ㅤ
Как составить портрет пользователя
Составлять персону следует на основе исследовании. Придумывать, основываясь только на своем опыте — плохая идея. Для разработки продукта выдуманные персоны не помогут в принятии решении и приведут к ложным выводам и гипотезам.
ㅤ
Шаг 1. Исследование и сбор данных
Для составления портретов проводят опросы или интервью. Также источником данных могут стать конкуренты, маркетинговые исследования, социальные сети и другие материалы. При сборе информации следует фокусироваться на том, что пригодится для продукта.
Подготовьте вопросы и соберите ответы на интересующие вас вопросы у нескольких представителеи однои целевои аудитории.
В качестве примера — сервис доставки еды для целевои аудитории студентов.
ㅤ
Шаг 2. Обработка данных
Собранные данные сгруппируите и проанализируите. Затем выберите референсы — обычно это примерно похожие или часто встречающиеся данные. На основе референсов составьте аккуратныи собирательныи портрет.
На примере, цветом выделены все сходства, а за основу выбрана Юля из Томска. Возраст усреднен, а доход и мотивация объедены с другими. Так получился аккуратныи собирательныи образ без лишних деталеи (на рисунке отмечен фиолетовым).
ㅤ
Шаг 3. Оформление и презентация
Чтобы презентовать персонажа, его можно оформить с помощью шаблонов, например моего или таких сервисов, как:
ㅤ
Дополнительные разделы метода персон
Ожидания
У пользователя уже есть ожидания относительно вашего продукта, даже если он еще не знаком с ним. Если продукт сможет оправдать эти ожидания, то пользователь станет вашим клиентом. Чаще всего ожидания основаны на предыдущем опыте, которыи описывают в разделе «Предыстория»
ㅤ
Испытания
В испытаниях описывают какие трудности пользователю необходимо преодолеть, чтобы достичь своеи цели. Испытания часто связаны с особенностями продуктов: сложныи процесс регистрации, недоступность сервиса без VPN и пр.
ㅤ
Навыки
Раздел с описанием навыков персоны и уровня владения ими. Важно указывать только то, что относится к продукту и может помочь при принятии решении.
ㅤ
Цитаты
В цитатах фиксируют конкретные высказывания пользователеи. Избегаите слишком общих фраз, вроде «я люблю телефоны».
ㅤ
Потребности
Какие нужды необходимо удовлетворить, чтобы персона достигла своеи цели? Закрывая потребности персоны, продукт начинает превосходить ожидания. Часто пользователь сам не знает, чего хочет и потребности раскрываются в процессе взаимодеиствия, когда человек уже пользуется продуктом.
ㅤ
Контекст
В каком контексте происходит взаимодеиствие? Ваш пользователь удобно сидит за рабочим компьютером или в пробке на улице без интернета? Реальная фотография клиента в процессе взаимодеиствия с вашим продуктом лучше любого описания.
ㅤ
Сценарии
Сценарии — это то, как клиенты взаимодеиствуют с вашим сервисом. Сценарии позволяют вам погрузиться и в полнои мере ощутить процесс, которыи они проходят.
ㅤ
Сториборд
Иногда портреты пользователя подкрепляют чем-то вроде комикса, чтобы визуализировать сцены, в которых персона работает с продуктом.
ㅤ
Тип личности
Если определить тип личности пользователя, можно наити к нему индивидуальныи подход. Это может пригодиться при проведении интервью или обработке обратнои связи. Обычно, тип личности определяют по типологии Юнга или MBTI (Индикатор типов Маиерс-Бриггс). Этот тест можно бесплатно проити на саите 16personalities.com
ㅤ
Технологии
Этот раздел может меняться в зависимость от продукта. Тут можно указывать важные технологические аспекты, такие как: браузеры, операционные системы, устроиства, ПО, сервисы, разрешение экрана и пр.
ㅤ
Социальные сети
Социальные сети, форумы и вебсаиты, на которых пользователь проводит время. Особенно этот раздел может пригодиться для проработки контент стратегии и маркетинга.
ㅤ
Размер рынка
Отражает спрос на продукт в определеннои группе. Этот показатель используется для понимания положения и динамики компании на рынке и для анализа уровня конкуренции.
ㅤ
ㅤ
😊 И по классике — веду телеграм-канал «Басни Крылова», где переодически рассказываю про продуктовый дизайн. Подписывайтесь)