Три метода командного брейншторма
Креативные брейнштормы помогают сгененрирововать много разносторонних идей и разбавляют рутинный рабочий процесс. В этой статье расскажу о методах брейншторма в команде.
ㅤ
Подготовьте вопрос на брейншторм
Если вопрос на брейншторм будет слишком общий, то идеи на выходе тоже окажутся общими и могут не решить проблему. Узкий вопрос, наоборот, поможет сосредоточиться и прийти к рабочим идеям.
Найти такой вопрос поможет «5 почему». Для этого к исходной проблеме задается вопрос «Почему?», затем на полученный ответ снова задается это же вопрос и так 5 раз.
С помощью этого метода находят причины, которые помогают понять проблему глубже.
Тут важно работать на комфортной «глубине» и использовать информацию для формулировки вопроса. Все-таки мы решаем проблему, а не ищем коренную причину.
Также вопрос лучше начать с «как мы можем…» — это позволяет воспринимать его как вызов и концентрироваться на решениях, а не на проблеме. Например, как мы можем тратить меньше денег на навязанные продукты в супермаркете?
ㅤ
ㅤ
Брейншторм «Абсурд»
Этот брейншторм выводит за рамки шаблонного мышления с помощью абсурдной идеи, которую потом участники «приземляют».
ㅤ
Шаг 1. Абсурдная идея
Каждый участник придумывает одну самую безумную и дикую идею, которая может не решать или даже не относиться к проблеме напрямую.
На этом шаге важно выйти за рамки шаблонного мышления, поэтому идеи должны быть смелые.
ㅤ
Шаг 2. Приземление идей
Участники последовательно приближают к реальности идеи друг друга.
Для этого каждый переходит к последней идее следующего участника и «заземляет» её.
ㅤ
Этот шаг заканчивается, когда участники возвращаются к своим столбцам.
ㅤ
Шаг 3. Анализ результатов
На этом этапе участники смотрят, к чему привели абсурдные идеи, обсуждают результаты и вместе выделяют рациональную адаптацию для дальнейшей проработки.
ㅤ
ㅤ
Брейншторм «Ассоциации»
Это метод позволяет посмотреть на вызов под другим углом с помощью ассоциаций.
ㅤ
Шаг 1. Ключевые слова
Выделите ключевые слова в вызове. В примере на картинке выше это могут быть — продукты, деньги и супермаркет.
Правильного способа как это делать нет, но если сомневаетесь — выберете существительные, глаголы и прилагательные.
ㅤ
Шаг 2. Ассоциации на каждое слово
Каждый участник придумывает не меньше пяти ассоциаций на каждое слово.
Если в процессе ассоциации повторяются — ничего страшного. Стоит концентрироваться только на количестве, а повторяющиеся убирать, когда все закончат.
ㅤ
Шаг 3. Идие на основе ассоциаций
На этом этапе мы связываем ассоциации к разным словам в цепочки и генерируем идеи на их основе.
Например, цепочка «еда-кошелек-касса» наталкивает на идею кассы самообслуживания, которая сначала спрашивает у покупателя, сколько денег он готов потратить, а потом помогает отказаться от лишних товаров, если сумма окажется больше.
ㅤ
Шаг 4. «Приземление» идей
На последнем этапе команда обсуждает полученные идеи и придумывает, как можно применить результаты на деле. Если тут возникают сложности, можно обратиться к способам в конце статьи.
ㅤ
ㅤ
Брейншторм «Разрыв шаблона»
Этот метод помогает придумать большое количество нешаблонных идей с помощью методик латерального мышления.
ㅤ
Шаг 1. Выбор фокуса
На этом этапе убираем из вызова всё лишнее, чтобы получить исходную формулировку, которую проще менять на следующем шаге.
То есть упрощаем вызов, так, чтобы не потерялся первоначальный смысл.
ㅤ
Шаг 2. Генерация нешаблонных идей
Меняем фокус с помощью изменения логики, чтобы «сломать» шаблон. Есть 6 базовых методов: удаление, дополнение, замена, инверсия, гиперболизация и изменение порядка.
Удаление, дополнение и замена меняют изначальную фразу, убирая или добавляя к ней новые части.
Инверсия заменяет часть фразы на противовположную, а гиперболизация преувеличивает. Изменение порядка меняет местами части фразы.
ㅤ
Шаг 3. «Приземление» идей
Устанавливаем связь получившихся идей с реальностью. Способы, как это сделать смотрите в следующем разделе.
ㅤ
Как приземлять идеи
Обычно «приземление» идей происходит интуитивно, но, если возникают сложности, можно воспользоваться способами ниже:
Принцип. Извлекаем из идеи принцип, концепцию или достоинство, с которыми можно будет работать в реальной жизни.
Сравниние. Фокусируемся на различиях и сравниваем идею с существующими или «шаблонными» решениями.
Обстоятельства. Находим, при каких обстоятельствах идею можно применить к жизни и она будет полезна.
Итерации. Разбиваем идею на шаги и находим подходящую итерацию.
Саммари
Чтобы выйти за рамки паттернов и проектировать свежие решения можно воспользоваться креативными методиками. Это не значит, что каждый раз нужно «изобретать велосипед», но иногда в продукт стоит внедрять смелые идеи. Придумать такие идеи помогут креативные методики, а проверить — исследования.
ㅤ
ㅤ
😊 И по классике — веду телеграм-канал «Басни Крылова», где переодически рассказываю про продуктовый дизайн. Подписывайтесь)