Редактор vc.ru и восьмиклассник проходят профориентацию. Вот что из этого получилось
Выбираем между флористикой и кино, а ещё — пишем код для робота-пылесоса.
Лишь 53% россиян работают по специальности, на которую учились. А тех, кто нашёл истинное призвание, и вовсе можно назвать счастливчиками — так считает продюсер Лена.
Я специалист, который придумывает идеи для рекламы.
«Сегодняшней» мне очевидно, почему я оказалась в этой сфере. Но в школе было сложно представить, что идеи можно продавать, — никто об этом не рассказывал. А вот навязать мне «серьёзные» и статусные профессии взрослые пытались часто. Говорили: «Ты способная, но ленишься. Постарайся, и сможешь в банке работать».
Считаю, что «указывать путь» ребёнку не нужно — он найдёт его сам, если не будет переживать, что с его интересами и амбициями «что-то не так».
Обычно на вопрос «кем я хочу стать, когда вырасту?» помогает ответить профориентация. Большинство тестов (например, тест Йовайши или «карта интересов» Голомштока) не рассказывают о профессиях, а исследуют увлечения и личностные качества. Они показывают, к чему больше предрасположен респондент: к работе с цифрами или с людьми; к вдумчивой, но монотонной рутине или бурным творческим порывам.
Мне захотелось провести эксперимент и сравнить, как профориентацию пройдёт мой сверстник и как — подросток.
Для этого я обратилась к платформе «Билет в будущее» — с её помощью школьники могут выбрать профессию по душе: изучить рынок труда в России и познакомиться с актуальными специальностями. А родители, к примеру, могут узнать, как поговорить с ребёнком о непростом карьерном выборе, или пройти совместный тест о том, насколько совпадает их с детьми видение будущего.
По данным организаторов, уже более 17 000 учителей из 85 регионов РФ стали навигаторами проекта. А за последний год к нему присоединилось более 1 300 000 школьников.
На каждом этапе школьника ждёт разный набор инструментов — всего на платформе их больше 20. Они помогают пройти все этапы схемы.
Но мы решили сконцентрироваться на «Конструкторе будущего» — он поможет познакомиться с площадкой с разных сторон. С помощью этого инструмента учителя создают профориентационные уроки для школьников средних и старших классов. Пока «Конструктором» могут пользоваться только приглашённые учителя, но со следующего года доступ сможет получить любой учитель из России — нужно будет только оставить заявку.
Чтобы я протестировала инструмент, мне выдали доступ к личному кабинету педагога — я начала собирать уроки. А чтобы эксперимент был чистым, проходила их не сама, а попросила коллегу — редактора vc.ru Машу Еремину — и её 14-летнего брата Андрея. Сравнивать ответы взрослого и подростка интереснее, если семейный бэкграунд у них примерно одинаковый.
Как устроена платформа
«Конструктор будущего» — инструмент для профориентации, разработанный по методологии кафедры психологии МГУ. Внутри «Конструктора» — игры, видео, чек-листы, упражнения. Некоторые из них основаны на интервью со специалистами из крупных компаний — например, VK, РЖД или «Росатома». Всего создатели провели больше 90 интервью.
На стартовой странице два минималистичных блока: сверху — конструктор нового занятия, ниже — библиотека с готовыми уроками. В конструкторе много разных блоков — игр, видео и групповых упражнений. Пробую собрать первый урок — доступны модули для учеников 6–11 классов. Суть конструктора в том, что все материалы внутри него уже готовы: упражнения, ролики и другие блоки делали специалисты по профориентации.
Выбираю «Урок профориентации» — это основной продукт, на который сделан упор в «Конструкторе». Для каждого года обучения есть своя программа, адаптированная по уровню и возрасту школьника.
Затем указываю несколько направлений, о которых будем говорить на уроке. Для ребят помладше они делятся по школьным предметам, для старших классов — по профессиональным сферам.
Внутри каждого урока есть статичные блоки, которые нельзя изменить, и динамичные части. Например, вступительное слово учителя и другие монологи отредактировать нельзя, хоть и пользоваться ими не обязательно.
Внутри урока несколько упражнений, которые объясняют термины из «взрослого мира» — тайм-менеджмент, хард- и софт-скиллы.
Ребятам помладше предлагают порассуждать, хотят ли они поступить в университет или предпочтут сначала пойти работать.
Авторы «Конструктора» предлагают школьникам выбрать конкретные сферы и занятия, которые им интересны.
Затем идут модули — материалы, посвящённые одной или нескольким профессиям.
Сначала ребят вовлекают в тему с помощью вступительного ролика (этакого «обзора» профессии), потом — упражнений и игр. Интерактивную часть можно менять в зависимости от темы урока. На то, чтобы снять всё видео для платформы, у создателей ушло около 40 съёмочных дней — получилось больше пяти часов контента.
На платформе пока доступно 67 видеороликов, но создатели хотят расширять библиотеку и добавить возможность настроить контент в зависимости от региона, где проводится урок.
Ещё на платформе есть раздел «Профпробы» — интерактивные игры, с помощью которых школьники смогут посмотреть на профессию «изнутри». Например, побыть предпринимателем и попробовать открыть своё дело (от поиска локации до расчёта окупаемости) или примерить роль врача телемедицины и провести удалённую консультацию пациенту. Этот формат отвечает за практическую часть урока.
Начинаем эксперимент
Так как большая часть уроков предназначается для обсуждения в классе, я предложила Маше и Андрею сделать упражнения, которые можно выполнять самостоятельно.
в коммерческом отделе «Комитета»
Кем вы хотели стать в детстве
Я начала с упражнения «Мечты детства» — в нём нужно вспомнить о своих первых увлечениях и поделиться планами на будущее.
Андрей
Я никогда не был уверен, чем хочу заниматься. Когда в детском саду все говорили, что станут космонавтами, я терялся: сложно представить четырёхлетку, который хочет работать, например, юристом.
Зато я отлично понимаю, кем бы я точно не хотел быть. Например, мне не подходят профессии, связанные с публичными выступлениями, — например, артист, политик. Я слишком застенчивый. Ещё я никогда не стану врачом или пожарным — это очень тяжёлая работа, которая подходит не всем. Пока я в поиске: ищу баланс между сложностью профессии и тем, что нравится.
Маша
В детстве я мечтала стать палеонтологом и очень долго не могла выйти из «динозавровой фазы», в которую, кажется, впадают все малыши. Я даже видела твит об этом:
Энциклопедии с трицератопсами сменила мечта стать режиссёром — подростком я смотрела очень много кино. Позже, когда мне удалось трезво взглянуть на отечественную киноиндустрию, стало понятно: если я хочу есть, придётся выбрать что-то другое. В старших классах я остановилась на маркетинге и рекламе.
А ещё в детстве я обожала читать — думаю, любовь к книгам повлияла на то, что сейчас я работаю с текстами. Но представить, что я буду зарабатывать, переставляя буквы местами, точно не могла.
Куда идти дальше
Потом я дала ребятам анкету «Хочу, могу, буду»: первые два блока — о мечтах и навыках, третий — попытка найти пересечения между предыдущими. Упражнение помогает наметить план действий: чем респонденту стоит заняться прямо сейчас.
Андрей
Могу
- Мастерить что-то руками, используя разные техники и инструменты (пару лет назад освоил лобзик, например).
- Придумывать сюжеты для игр, описывать их логику и механику. Это больше подходит для онлайн-пространства, но и в «живых» ролёвках вроде D&D тоже полезно.
- Программировать: прямо сейчас учусь писать код на Python. Базовый уровень я уже освоил.
- Решать головоломки.
Хочу
- Разработать голосовой интерфейс (или помощника), с которым можно будет вести осмысленные беседы, а не просто давать ему команды.
- Изобрести или смоделировать что-то новое и полезное: дом, машину или программу.
- Освоить новые техники моделирования, например в 3D-принтере.
- Ещё было бы здорово попробовать себя в роли организатора: каждый раз, когда я бываю на публичном мероприятии, думаю, что мог бы устроить всё лучше. Эта мысль не даёт мне покоя — значит, надо учиться.
Буду
В этом пункте нужно составить план действий. У меня получился такой:
- После Phyton перейти на другие языки программирования. Больше читать о работе ИИ и голосовых интерфейсов, а потом попасть на стажировку в компанию, которая их разрабатывает.
- Освоить новые способы моделирования. Тут всё понятно: чем больше, тем лучше. В голове — работа с 3D-принтером, металлом и деревом.
- Попробовать себя в организации мероприятий — раз уж сказал, что умею решать головоломки.
Маша
Могу
- Писать и редактировать тексты. Все, кроме художественных: мне кажется, что я пока недостаточно разбираюсь в драматургии.
- Неплохо рисую в цифре и на бумаге — иногда беру подработки как иллюстратор.
- Делать дизайн — на прошлом месте работы я сама оформляла медийный проект и делала «печатку» для друзей (флаеры, листовки, стикеры).
- А ещё где-то в глубине меня живёт флорист — поэтому я изучаю цветы и умею ухаживать за срезанными.
Хочу
- Рисовать «полноценные» комиксы, создать собственное произведение.
- Научиться вёрстке, чтобы собирать книги и журналы, между делом разобраться в типографике.
- Работать с цветами профессионально — если внутренний флорист не угомонится, придётся открывать цветочный бутик.
- А ещё у меня, как и у брата, есть амбиции организатора, хотя все знакомые из event-сферы меня отговаривают.
- И я была бы рада чаще писать о кино и сериалах (не зря же я всё это смотрю).
Буду
- Проходить курс по комиксам — видимо, пора. И нужно присмотреться к занятиям по драматургии, чтобы научиться писать сценарии. Или просто взять и сделать: возможно, недостаток знаний — только предлог, чтобы отложить работу.
- Когда надоест писать тексты, открою свой цветочный — потом напишу пост на vc.ru.
Тестируем профессию
Напоследок я решила дать игру-симулятор «Профпроба» — она помогает понять, как выглядит рабочая рутина специалиста. Можно попробовать себя в роли агронома, инженера, графического дизайнера, предпринимателя — пока на платформе представлено девять специальностей. Учитывая интерес Андрея к ИТ, я выбрала профиль «Программист».
В первом задании игроку нужно подготовить рабочее место: включить компьютер, запустить ПО и так далее. Нужно определить корректный порядок действий.
Андрей: Задание было очень лёгким — проверяется не столько логика или навыки, сколько здравый смысл. Возможно, для ребят помладше это задание было бы более актуально.
Во втором задании просят написать код для робота-пылесоса: «обучить» машину перемещаться по комнате. Сначала игрок учит устройство двигаться, а потом программирует движение по определённой траектории.
Андрей: Второе задание интереснее, но у него тоже есть недостатки: в «коде» есть подсказки — количество символов совпадает с ответами, поэтому думать не так интересно. Также было бы здорово, если бы на каждом этапе игра объясняла, что значат конкретные переменные — например, «class» во втором пункте. Иначе ты будто играешь в переводчика — с русского описания на английский код — и не учишь ничего нового.
В третьем задании предлагается продумать алгоритм для робота-пылесоса: например, придумать, что делать, если под щётку попал посторонний предмет.
Андрей: Задание про алгоритм мне понравилось: ты делаешь его как будто с нуля, подсказок нет, а ответов больше, чем самих вопросов, — тыкать наугад не получится.
Не уверен, что после этой игры мне захотелось стать программистом, но зато стало интересно попробовать поработать над своим роботом-пылесосом.
Делимся ощущениями
Андрей
Упражнения были довольно «общие»: думаю, они больше подойдут тем, кто пока мало понимает, чего хочет в будущем. Я понял, что мне хочется лучше ориентироваться в ИТ-профессиях и прикладных специальностях. Хотя новых знаний после теста я не получил, у меня появился прописанный план действий — и это полезно.
Игра «Профпроба» была прикольной, но я бы хотел большего погружения — и, конечно, больше возможностей для выбора специальностей, пока их только девять.
Маша
Для взрослого человека уроки по профориентации — «пинок» дойти до преподавателя или покупки онлайн-курса.
Поделюсь наблюдением: когда мы с братом выполняли упражнения, я заметила, как сильно отличается его представление о профессиях и моё. В его возрасте я тоже не понимала, чем именно занимается дата-сайентист, химик, веб-дизайнер, звукорежиссёр, из чего состоят их рабочие будни. А если не понимаешь, что на самом деле делает тот или иной специалист, как можно осмысленно выбрать профессию?
Поэтому было бы здорово делать больше «тренажёров» вроде «Профпробы» и чаще говорить со школьниками о рутине представителей разных профессий — так, вероятно, им будет проще сделать выбор.
Странно, «билет в будущее», а интеграция не с Авиасейлс
Поздравляем! Вы выкупили метаинтеграцию. Это когда все всё понимают и без прямых упоминаний
Комментарий недоступен
Я вот удивился, разве это не один и тот же человек?😳
то чувство, когда дети превзошли тебя в тыщу раз
а еще говорят, что новое поколение это потерянное поколение
Не превзошли, он просто заблуждается и пока не знает об этом.