Значительная часть проектов стопорится из-за проблем с 1С

Я сейчас говорю про свой опыт и опыт моей команды – напишите потом в комментариях, совпадает ли это с вашими наблюдениями.

Часто, когда приходится иметь дело с 1С, возникают проблемы. Проекты просто не могут прийти в нужную точку и с заданным результатом. Писал об этом отдельный пост в социалках и ТГ-канале, ссылка будет в конце текста.

Я начал изучать этот вопрос и нашел несколько причин, почему так происходит.

Причина #1 — постоянные изменения в компании. Иногда складывается впечатление, что в компаниях включается большой адронный рандомайзер, который выкидывает идеи “а давайте-ка поменяем…”.

Нет смысла объяснять происходящее поэтому напишу у нас все хорошо ))
Нет смысла объяснять происходящее поэтому напишу у нас все хорошо ))

Откуда возникают постоянные изменения? Из двух источников: бизнес и государство, которые связаны друг с другом.

Бизнес постоянно генерирует какие-то хотелки. Т.е. на стороне бизнес-пользователей нет выстроенной системы управления требованиями и генерации потребностей. Уровень зрелости значительной части бизнеса такой, что отсутствуют инструменты, которые позволяют упорядоченно и стратегически развивать продукт. Это вызвано и объективными, и субъективными обстоятельствами.

Объективные причины — это, в первую очередь, отсутствие нормального и регулярного менеджмента. Поступают постоянные требования и начинается борьба за ресурс, приоритет. В итоге, кто ближе к генеральному — тот и продавливает свои хотелки.

В это же время айтишники пытаются планово работать. Ведь ресурсы ограничены, они дорогие и их сложно найти. Внутренняя борьба, когда одному нужно сделать одно, а другому — совсем другое, вызывает турбулентность внутри компании.

Мало того что изменения возникают, так они зачастую настолько рандомные, что непонятно, стоит ли их вообще выполнять. Один из айтишников мне сказал: “У нас действует правило “трех гвоздей”. Прилетает задача — мы ее не делаем. Если нам про нее напоминают, то мы воспринимаем это как сигнал, что человек помнит о задаче и, наверное, нужно ее поставить в очередь. Если про задачу напоминают в третий раз, то тут уже понимаем, что над ней нужно работать. До третьего “гвоздя” долетает всего 20%”. То есть получается, что подавляющее большинство хотелок, которые возникают в моменте, — на самом деле не нужны.

Но скажу кое-что в защиту бизнеса. Такие рандомные хотелки часто возникают не на пустом месте. Они нужны под конкретную ситуацию или даже под конкретного человека. И пока айтишники доберутся до нее, бизнес уже найдет обходные варианты.

Сейчас действительно возникает много разных обстоятельств. “Черные лебеди” прилетают друг за другом. Все это происходит чрезвычайно быстро. Иногда настолько быстро, что одни изменения перекрывают другие. Поэтому завтра уже может быть не нужно то, что требовали вчера.

Внешние обстоятельств диктуются не только “черными лебедями”. Часто необходимость менять что-либо исходит от государства. В некоторых отраслях оно просто решающий генератор рандома. Например, требования по разного рода по маркировке или отчетности от ФГИС. В некоторых отраслях ФГИСов до 15 штук, причем информация в них дублируется. И ко всем нужно подключаться, готовить коннекторы и обработки в 1С, чтобы загружать информацию.

И ничего страшного, если бы не государственный регулятор, который запрещает проведение определенной деятельности без подачи этой отчетности или маркировки.

Допустим, вы производите молоко. Коровы дают молоко постоянно, и его нужно продавать, причем быстро. Государство говорит: чтобы продавать молоко, у вас должна работать маркировка. Но на стороне компании это не готово, да и со стороны государства интерфейсы не отлажены.

Что делают в этой ситуации ребята, которые занимаются 1С? Все бросают и бегут на решение этой критической задачи. Требования бизнеса в ней являются приоритетными, т.к. просто встает завод и теряется продукция.

Постоянный рандомайзер проблем — самая главная причина.

Самый лучший сценарий: понятное поступательное развитие с понятной скоростью и с понятными изменениями. Но такого в истории еще не было.

Причина #2 — нулевой вход.

Тяп ляп и готово ))
Тяп ляп и готово ))

С одной стороны, кажется — круто, каждый может стать партнером 1С. Сам учишься, проходишь курсы. Надел желтую майку — и ты в команде 1С :) Какой обратный эффект это дает?

Среди огромного количества специалистов на рынке очень мало профессионалов. Нулевой вход не позволяет отсеивать некачественных спецов на старте работы.

Чтобы выбрать подрядчика, нужно самому быть профи. ИТ-директора вынуждены создавать центры компетенции по 1С. В некоторых случаях такие центры круче, чем франчайзи, которые должны нести экспертизу в 1С. Потому что нужно уметь выбрать специалиста и собрать сильную команду 1С.

Вернемся к первой причине. Это “желтое море” подогревают дикие деньги.

У нас куча критических изменений, которые нужно делать быстро. А когда быстро и не по плану, то это стоит именно диких денег. Так и выбирают идти в 1С: денег много, значит нужно туда. Одно разгоняет другое. Бюджеты космические, потому что некачественный ресурс создает перерасход бюджета. Это как воронка, в которую летит куча разного мусора. И денег.

Все усугубляется отсутствием системы подготовки кадров. Да, есть курсы по подготовке специалистов 1С. Но знание самой платформы не делает человека профи в предметной области.

Так же полностью отсутствует такая роль, как проектный менеджер в 1С. Такой практики вообще нет. Все способные ребята из 1С создаются либо внутри франчайзи, либо на опыте внутри клиентов.

То же самое касается аналитиков. Есть частные школы, которые готовят аналитиков 1С, но это скорее редкость, чем устоявшаяся практика. В основном мы говорим про разработчиков.

Получается, что нулевые разработчики работают с бизнесом, который не знает, что хочет, и постоянно меняется.

Причина #3 — платформа 1С.

Натяни сову на глобус ))
Натяни сову на глобус ))

Эту причину я специально поставил на последнее место, так как жить с этим можно, но надо знать как. Изначально архитектура платформы, ее идеология не рассчитаны на такую скорость и гибкость, которая необходима в бушующем океане перемен. Я считаю, что это не баг, а фича. Все же изначально 1С из бухгалтерии и финансов. Место, где должна быть тишина, покой и все точно, как в аптеке.

Но на 1С с одной стороны пытаются натянуть совершенно не свойственный изначальной задумке функционал, а с другой, ее архитектура, модель данных и способ реализации функционала сопротивляются гибкости и скорости.

Я осознанно не буду уходить в технические подробности, чтобы не развивать холивар, потому что это всего лишь техника. Нужно знать как работает система, ее границы применимости и способы применения и тогда все будет в порядке. Но смотрим причину #2…. Масса неквалифицированного персонала под давлением рандомайзера требований пытается скрестить ежа с ужом.

Итог. С одной стороны, имеем толпу условно неквалифицированного дорогого персонала. С другой – имеем незрелых заказчиков, которые не могут поставить задачу и управлять потоком требований и изменений.

Сталкивая две стороны, мы получаем плохо продуманные и плохо исполненные технические решения. Возникают очень странные конструкции.

Сама платформа 1С имеет технические особенности. Но, зная эти особенности и понимая, как устроена 1С, можно архитектурно правильно собрать решение. Но для этого нужно быть архитектором, аналитиком, нормальным руководителем проекта, понимать задачу бизнеса и выстраивать архитектурно правильную конструкцию.

Но — см. причину #1 и причину #2 — нет ни ресурсов, ни времени, ни понятной стратегии развития на это. В итоге получаются технические решения, которые доводятся до абсурда рваными изменениями, а потом полностью выбрасываются и начинается перевнедрение.

Кажется, что людям нравится такое положение дел. Это слова одного айтишника: “Мы вечно едем на горящем велосипеде и начинаем осознавать, что нам это нравится. Мы привыкли, мы хотим так и боимся иначе”.

Пост с которого все началось, кстати, подписывайтесь на канал ))

Про парадоксы 1С.....

В наших проектах, будь то внедрение CRM или омниканального КЦ, не важно, везде где есть интеграции с 1С это потенциальный риск. Суть риска - текущая неготовность 1С к интеграции и не возможность командой заказчика реализовать эту готовность к заданной дате.

Риск этот не из воздуха, а из многолетней практики. Как ни планируй, как ни договаривайся с заказчиком и / или с подрядчиками заказчика по 1С с вероятностью 90% будет один из двух исходов или сразу оба. Первый - не готово к сроку, второй - результат не соответствует требованиям.

Я пытаюсь понять две вещи и у меня не сходится. Если все вокруг чудаки с большой буквы М, то возможно самый главный в центре, т.е. мы. Вопрос - что нам сделать, чтобы получать в срок и с оговоренными требованиями, то что нужно от 1С? Штука в том, что наши проектные практики работают в отношении подрядчиков и систем любых других вендоров, даже монстрозного SAPа. Собрались, обсудили, договорились, закрепили документом, пошли делать. Приходим в назначенную дату и место - вот тебе ожидаемый результат, но с 1С так не работает....

И второе, почему за 20+ лет существования рынка 1С не выстроились какие-то устойчивые проектные практики и практики внедрения и разработки, которые дают понятный результат? Мы же далеко не первые, в мире все придумано до нас. Почему, все, что связано с 1С выглядит как бесконечный ремонт напильником летящего самолета?

В целом, конечно, прикольно. Конца и края нет этой работе, постоянно что-то пилить, ценники улетают в космос, бюджеты льются рекой. Результатов нет, зато есть процесс! Есть место героическому решению проблем!

Адепты и практики 1С, в чем ваша проблема? Или моя? ))

22
Начать дискуссию