Как я чуть не потерял $3000, пытаясь перевести их за границу из Тинькофф-банка

Мой знакомый после неудачной попытки перевести деньги за границу через банк Тинькофф, попросил меня опубликовать его историю на Dorogi-ne-dorogi.ru. Но так как это не наша тема, а история интересная и полезная, я публикую ее здесь.

Дальше рассказ будет от имени автора. Его зовут Сергей, как и меня, хотя он хотел остаться анонимным и даже имя на скриншотах потер.

Это история о том, как я пытался отправить деньги из Тинькофф-банка за границу через SWIFT и чуть не потерял деньги. На тот момент санкции против банка уже ввели, но поддержка утверждала, что перевод дойдет. В итоге его пришлось разыскивать самостоятельно. Как я это делал тоже расскажу. Может кому пригодится.

Итак.

Как я пытался перевести деньги

1 марта 2023 года я отправил деньги из Тинькова в Кыргызстан в банк Керемет жене. На тот момент Керемет был единственный банк, куда можно было отправить деньги в долларах. Конечно, я уже знал про санкции и пообщался с поддержкой Тинькофф-банка заранее. Там подтвердили, что перевод дойдет за 1 день.

Гарантию 100% не дают, но все же переводят
Гарантию 100% не дают, но все же переводят

Несмотря на санкции, Тиньков дал мне возможность отправить деньги через Свифт. За это банк взял комиссию. Но оказалось, что зарубежные банки в тот момент с ним уже не работали. Деньги в лучшем случае вернутся назад через несколько месяцев. А может и не вернутся.

Но тогда я поверил поддержке.

Мой перевод ушел, в квитанции о переводе написано, что перевод отправлен.

Тут я прошу подтвердить, что они отправили перевод после пятидневного ожидания
Тут я прошу подтвердить, что они отправили перевод после пятидневного ожидания
Это тот самый SWIFT-лист. Gpi-код над желтой линией в самом низу. Он нужен для отслеживания трека перевода.
Это тот самый SWIFT-лист. Gpi-код над желтой линией в самом низу. Он нужен для отслеживания трека перевода.

Перевод должен был дойти через 3-5 дней. Обычно срок короче, но меня предупредили, что сейчас Свифт идет дольше и потребуется до рабочих 5 дней.

Мы с женой успокоились, что перевод отправлен и стали ждать. 5 рабочих дней прошло, но деньги не поступали. На первое обращение в поддержку Тинькова мне сказали, что это банк-получатель не успел обработать входящий перевод. Тогда моя жена пошла в отделение банка Керемет, получилось общаться там с начальником. Она уверяла, что перевод не поступал.

И параллельно выясняю о возможности возврата платежа. Гарантировать ничего не могут, но деньги отправляют.
И параллельно выясняю о возможности возврата платежа. Гарантировать ничего не могут, но деньги отправляют.

12 марта я уже начал нервничать и отправил через Тиньков запрос на розыск платежа. Поддержка по-прежнему утверждала, что платеж не терялся, просто до него не дошла очередь, не обработали, ждите. Тем не менее они отправили обращение своему специалисту, отвечающему за переводы. Через некоторое время он со мной связался.

Время идет, а ответа все нет и нет
Время идет, а ответа все нет и нет

Я попросил у него свифт-лист, где отображена информация о переводе, и выяснил, что деньги отправлены в Армянский банк-корреспондент Unibank. По словам сотрудников Тинькова это их надежный партнер.

Тут все немного запутались, куда же все-таки они отправили деньги, но все же корреспондентом оказался Unibank
Тут все немного запутались, куда же все-таки они отправили деньги, но все же корреспондентом оказался Unibank

Я написал письмо на почту в Unibank, но мне не ответили.

Ну хорошо, мой перевод там где-то движется. Наверно из-за ситуации с санкциями все не просто и Тинькофф там все это разруливает и нужно просто подождать еще немного. А потом еще немного.

Просьбу прислать трек, они почему-то игнорировали. И я уже заметно нервничаю.
Просьбу прислать трек, они почему-то игнорировали. И я уже заметно нервничаю.
В очередной раз: «Ожидайте»
В очередной раз: «Ожидайте»

Подождали. Денег нет. Ответ от поддержки Тинькова тот же – ждите, все придет.

Так за ожиданиями и периодическими подергиваниями поддержки наступило 23 марта, денег до сих пор не было.

В Керемете мою жену тоже уже запомнили. Начальница сказала ей, что перевод не должен идти так долго. Она ежедневно присылала скрины какой-то их банковской программы, где было видно, что деньги не поступали.

Уже понятно, что это не нормальный ход событий. Пишу снова в Тиньков, отвечают – «жаль, что у вас так получилось, но мы не можем вам помочь». Шикарно. Пишу еще раз. Ответ: «Мы передали сотруднику, ждите».

Я уже стал переживать, потому что сумма перевода не маленькая. Почитав форумы, я решил написать претензию в ЦБ РФ. Копию этой претензии прислал Тинькову с угрозами выложить отзыв везде, где только смогу. После этого стали отвечать более конкретно и по делу, но результата все равно не было.

Попробовал отследить перевод по gpi-коду. Этот код написан внизу свифт-листа. Отследить перевод можно здесь или на других сайтах банков, их немало, но база одна. Трек отслеживается не у всех переводов, мой не отслеживался.

Тинькофф в итоге тоже выяснил, что трек не отслеживается
Тинькофф в итоге тоже выяснил, что трек не отслеживается

Параллельно я снова стал писать в банк-корреспондент, чтобы узнать что с деньгами. На этот раз я писал не только на почту, но и оставил заявку на сайте. А на почту писал без указания на то, что я не клиент их банка. Написал что-то вроде «потерялся свифт-перевод, с кем можно связаться по этому вопросу».

И к вечеру они ответили, я выяснил, что мои деньги у них.

Хотя Тинькофф уверял, что это бесполезно, и на частные обращения они не отвечают
Хотя Тинькофф уверял, что это бесполезно, и на частные обращения они не отвечают

Unibank написал, что этот перевод они отправят обратно, так как отправлен он из санкционного банка по системе SWIFT.

И вот тут интересный вопрос: банк Тинькофф не знал, что он под санкциями? Или не знал, что банки партнеры с его переводами не работают?

Как только я сообщил Тинькову об ответе из Юнибанка, они сразу закрыли все обращения и пометили вопрос решенным. Написав при этом, что теперь они точно ни на что повлиять не могут и сделали все от них зависящее.

Поздним вечером того же дня случилось чудо – перевод вернулся на мой счет в Тинькофф-банк. Совпадение? Подозреваю, что если бы я бездействовал, то перевод в этот день мне бы не пришел.

Итог
Итог

В какой-то момент при переписке с консультантами из Тинькова у них проскочила фраза, что если перевод не был обработан банком-корреспондентом, то они комиссию за перевод не взимают. На основании этого сообщения я написал Тинькову с просьбой вернуть еще и комиссию. И ее вернули, причем почти сразу. Хотя уточнили, что она была взята правомерно, они ее вернули по доброй воле и попросили написать хорошие правдивые отзывы. Собственно, вот пишу.

Пока не знаю хорошего способа как вывести доллары с Тинькова на зарубежный счет в Киргизию или Казахстан, чтобы не делать множество конвертаций. Через Золотую Корону можно вот этим способом, но большую сумму не выведешь.

Если знаете варианты – напишите пожалуйста.

Итак, что делать, если свифт перевод потерялся:

  • Проверить, чтобы в квитанции стоял статус «исполнено» или «completed»

Если статус другой, скорее всего перевод не отправлен. Деньги не ушли.

  • Возьмите свифт-лист и по gpi-треку попробуйте отследить перевод. например, на этом сайте
  • Узнайте у банка-отправителя где сейчас находятся деньги, предложите отправить запрос на розыск платежа, у Тинькова это бесплатно, как в других банках не знаю. Также можно сделать запрос на возврат платежа, но за это уже возьмут комиссию как за Свифт перевод по тарифам того банка, где сейчас находятся деньги.
  • Напишите в банк, в котором застряли деньги. Постарайтесь узнать в чем проблема. Деньги могут зависнуть из-за санкций против банка, из-за того, что нужны какие-то дополнительные документы или из-за санкций лично против вас.

В случае, если нужны дополнительные документы – узнайте какие и предоставьте их банку.

При разговоре с сотрудниками, старайтесь объяснить ситуацию. По рассказам из интернета, часто вопросы с переводами решались в два клика после того, как сотрудник банка пожалел клиента и просто помог ему.

И будьте настойчивы, сотрудникам банка часто дела нет до наших проблем, поэтому если вы не будете достаточно настойчивы, есть вероятность вообще не вернуть деньги. Такие случаи тоже есть.

11
4 комментария

Здравствуйте. Мы всегда стараемся помогать нашим клиентам, если у нас есть возможность. Жаль, что в этом случае все так затянулось. Но мы хотели бы проверить нашу работу, подскажите в лс ФИО и дату рождения знакомого, или попросите его написать нам с ссылкой на вашу статью.

1
Ответить

Здравствуйте. Я ему ваш коммент показал, напишет наверно вам.

Ответить
Комментарий удалён модератором

Стейблкоины вроде тоже только с неподсанкционного банка можно купить.

Ответить
Комментарий удалён модератором

Здравствуйте. Мы можем ограничить обслуживание для проверки операций по счету. Ведем диалог с вами в ЛС по этому вопросу.

Ответить