Между иронией и искренностью: осцилляция = метамодернизм?

Метамодернизм призывает: давайте колебаться вместе!

Между иронией и искренностью: осцилляция = метамодернизм?

Осцилляция, признание желаний, которые никогда не могут быть исполнены, нежелание занимать четкую позицию, метания между возможными вариантами и истинами, страх перед обязательствами — все это черты, описывающие метамодернисткую чувствительность.

Метамодернизм, возникший в начале XXI века, представляет собой культурное и философское течение, которое стремится преодолеть ограничения модернизма и постмодернизма, синтезируя их идеи в новую парадигму. Центральным элементом этой парадигмы часто признается осцилляция — динамическое движение между противоположными полюсами мысли и чувствования.

Большинство из вас, вероятно, знакомы с основополагающим эссе Тимотеуса Вермюлена и Робина ван ден Аккера «Заметки о метамодернизме» или более поздними работами, где они подробно исследуют данную тему. Авторы указывают на то, что метамодернизм не является ни чисто модернистским, ни постмодернистским явлением, а представляет собой сложное взаимодействие между ними.

«Метамодернистская структура восприятия вызывает раскачивание между модернистским стремлением к смыслу и постмодернистским сомнением касательно смысла всего этого, между модернистской искренностью и постмодернистской иронией, между надеждой и меланхолией, между эмпатией и апатией, между единством и множественностью, между чистотой и коррупцией, между наивностью и искушенностью, между авторским контролем и общедоступностью, между мастерством и концептуализмом, между прагматизмом и утопизмом. Итак, метамодернизм — это раскачивание. Он выражает себя в динамике. Но нужно быть осторожными, чтобы не воспринимать это раскачивание как некий баланс; это скорее маятник, раскачивающийся между многочисленными, бесчисленными полюсами. Всякий раз, когда метамодернистский энтузиазм тянет в сторону фанатизма, гравитационная сила тянет его назад, к иронии; как только ирония двигает его в сторону апатии, гравитационная сила тянет его назад, к энтузиазму.»// Цит. по: Тимотеус Вермюлен, Робин ван ден Аккер: Что такое метамодернизм?

Метамодернизм = осцилляция?

Безусловно, я согласна с тем, что осцилляция, описанная Вермюленом и ван ден Аккером, является центральным аспектом метамодернизма. Однако стоит подчеркнуть, что для полноценного понимания метамодернизма необходимо рассмотреть и другие его компоненты.

Прежде всего, необходимо проанализировать, как термин «осцилляция» стал настолько тесно ассоциироваться с метамодернизмом в общественном сознании, что порой эти понятия воспринимаются как синонимы. Такая упрощенная идентификация может привести к неверным интерпретациям и ограничить наше понимание сложной природы метамодернизма.

Между иронией и искренностью: осцилляция = метамодернизм?

Термин «осцилляция» часто приходит на ум тем, кто имеет поверхностное знакомство с метамодернизмом. Однако связывать эти два понятия исключительно и неразрывно было бы неточным. Осцилляция в метамодернистском смысле подразумевает не просто чередование между противоположными убеждениями или желаниями, подобно выбору между шоколадным и ванильным мороженым. Речь идет о более глубоком процессе — динамике между противоположными эстетическими чувствами и интеллектуальными позициями.

Ошибочно интерпретировать метамодернизм как простое уравновешивание или компромисс между противоположными политическими или идеологическими позициями. Такое понимание скорее соответствует постмодернистскому мультиперспективизму, характеризующемуся признанием и одновременным существованием множества равноправных точек зрения без стремления к синтезу или разрешению противоречий.

Метамодернизм же предполагает колебание между модернистской искренностью, надеждой и стремлением к истине и постмодернистским скептицизмом, иронией и осознанием невозможности абсолютной истины. Это осознанное переживание противоречий, где субъект способен одновременно удерживать в сознании противоположные концепции и переходить между ними, не стремясь окончательно выбрать одну из них.

Таким образом, осцилляция в метамодернизме является инструментом для преодоления бинарных оппозиций и создания пространства для новых форм выражения и понимания. Она открывает возможность для более комплексного и нюансированного восприятия мира, учитывая его многогранность и противоречивость.

В итоге, осцилляция действительно занимает важное место в теории метамодернизма, однако сводить всю сложность этого движения исключительно к данному понятию было бы неправильно. Метамодернизм представляет собой многогранное явление, объединяющее в себе различные эстетические, философские и культурные тенденции. Для полного понимания его природы необходимо учитывать и другие аспекты, такие как преодоление дихотомий, стремление к новым формам искренности и глубинное осмысление современного человеческого опыта. Исследование этих элементов позволит более полно оценить значение метамодернизма в контексте современной культуры и искусства.

Между иронией и искренностью: осцилляция = метамодернизм?

Почему все говорят про метамодернизм?

Метамодернизм, как современное культурное и философское течение, представляет собой реакцию на предшествующие эпохи модернизма и постмодернизма. Чтобы понять, почему постмодернизм отступил, уступив место метамодернизму, необходимо обратиться к анализу процессов, происходящих в обществе и культуре.

Контекст

Модернизм, доминирующий в первой половине XX века, характеризовался стремлением к инновациям, верой в прогресс и рационализм. Постмодернизм, возникший во второй половине XX века, ставил под сомнение метанарративы, вводил принципы деконструкции и иронию, отмечал безосновательность абсолютных истин.

Метамодернизм, появившись в начале XXI века, не просто колеблется между этими полярностями, но стремится объединить их, создавая новую чувствительность. Однако наблюдение этих колебаний отвечает на вопрос «что» происходит в культуре, но не объясняет «почему» это происходит.

Причины перехода к метамодернизму

Современное общество сталкивается с множеством глобальных вызовов: финансовые кризисы, усиливающиеся климатические изменения, радикализация политического дискурса, технологическая революция и рост социальной нестабильности. Эти факторы вызывают ощущение неопределенности и тревоги, что делает прежние постмодернистские подходы, основанные на иронии и цинизме, недостаточными для осмысления действительности.

Интернет-культура и цифровые технологии способствовали появлению новых форм взаимодействия и самовыражения, что также влияет на формирование метамодернистской чувствительности. В условиях информационной перегрузки и быстрого изменения информационного пространства возникает потребность в искренности, эмпатии и поиске смысла.

Защита субъективного опыта

Одной из центральных причин подъема метамодернизма является реакция на усталость от отрицания субъекта в постмодернизме и атомизации «я» в модернизме. Метамодернизм стремится восстановить прочность и значимость субъективного опыта, защищая его от научного редукционизма и ироничной отстраненности.

Это проявляется в искусстве и литературе через сочетание противоположных подходов: сочетание искренности и иронии, надежды и сомнения, утверждения и отрицания. Художники и авторы метамодернизма используют мультидисциплинарные методы, смешивая жанры и стили, чтобы выразить сложность современной действительности.

Методы и проявления метамодернизма

Колебание между полярностями (осцилляция) является лишь одним из инструментов, используемых метамодернистскими произведениями. Другие методы включают в себя:

- Реконтекстуализацию: переосмысление и переоснащение предыдущих идей и форм.

- Эстетический синтез: объединение элементов высокой и массовой культуры.

- Эмпатическое повествование: фокус на эмоциональном опыте и сопереживании.

- Плюралистический подход: признание множественности истин и перспектив.

Метамодернизм по Вермюлену и Аккеру выступает как зонтичный термин для событий в искусстве, отражающих измученное сознание постмодернизма. Их метамодернизм — еще один кирпичик без объединяющего или организующего принципа, еще один слой в многослойном пироге постмодернизма.

«Междумирье», которое Тимотеус Вермюлен и Робин ван ден Аккер называют метамодернизмом, едва ли является новинкой. Андрей Кодреску и другие постмодернисты уже давно обитают в промежутках между культурами. Однако их позиция, изложенная в «Заметках о метамодернизме», имеет неоспоримое преимущество: она предоставляет платформу для диалога о современных тенденциях в искусстве и культуре посредством реакции читателей на представленные идеи.

Это колебание между модерном и постмодерном, историей и отсутствием истории, оптимизмом и пессимизмом, искренностью и иронией, концепцией и медиумом, формой и бесформенностью, наличием сюжета и его отсутствием, оригинальностью дискурса и индивидуальной интертекстуальностью, значением и бессмысленностью. Однако речь идет не только о простом выборе между противоположностями, а о путешествии по многомерному спектру энергий и интенсивностей.

В последнее время особо ярко проявляется колебание между тем, что можно назвать «жесткостью» и «мягкостью». Жесткость символизирует социальную безжалостность, аскетизм и физическую твердость. Мягкость воплощает чувствительность, эмпатию, а также гладкость и шелковистость материи.

Заключение

Таким образом, метамодернизм можно рассматривать как осознанную или неосознанную потребность защитить и укрепить чувство внутреннего «я» и субъективного опыта в условиях хаотичных современных общественных изменений. Он отвечает на запросы общества, стремящегося найти баланс между рациональностью и эмоциями, иронией и искренностью, индивидуальным и коллективным.

Это направление отражает стремление к новой искренности и глубине понимания, выходящей за пределы циничного отношения постмодернизма. Он предлагает интегративный подход к осмыслению мира, признавая сложность и противоречивость современного опыта. Понимание причин его возникновения позволяет глубже оценить его влияние на современную культуру и искусство, а также на формирование мировоззрения людей в XXI веке.

Титры

Материал подготовлен Вероникой Никифоровой — искусствоведом, основательницей проекта «(Не)критично»

Я веду блог «(Не)критично», где можно прочитать и узнать новое про искусство, моду, культуру и все, что между ними. В подкасте вы можете послушать беседы с ведущими экспертами из креативных индустрий, вместе с которыми мы обсуждаем актуальные темы и проблемы мира искусства и моды.

Еще почитать:

Материал подготовлен Вероникой Никифоровой — искусствоведом, основательницей проекта «(Не)критично»

Я веду блог «(Не)критично», где можно прочитать и узнать новое про искусство, моду, культуру и все, что между ними. В подкасте вы можете послушать беседы с ведущими экспертами из креативных индустрий, вместе с которыми мы обсуждаем актуальные темы и проблемы мира искусства и моды. Также можете заглянуть в мой личный телеграм-канал «(Не)критичная Ника»: в нем меньше теории и истории искусства, но больше лайфстайла, личных заметок на полях и мыслей о самом насущном.

Понравился текст? Поддержите меня лайком ❤

Подпишитесь, чтобы не пропускать новые посты❗

Начать дискуссию