Тонкая грань реальности в метафизической живописи

Тени, манекены и безлюдные улицы: исследуем загадки метафизических образов.

Джорджо де Кирико. Меланхолия и тайна улицы. 1914
Джорджо де Кирико. Меланхолия и тайна улицы. 1914

Метафизическое искусство — загадочное и увлекательное явление начала XX века, возникшее в Италии благодаря Джорджо де Кирико и Карло Карра. В период с 1916 по 1921 год эти художники создали движение, которое проложило новый путь в искусстве, стремясь не просто изобразить окружающий мир, а показать иную реальность — субъективную реальность внутреннего мира художника. Они исследовали глубины бессознательного, интерпретировали и воображали новые измерения бытия. В то время, когда зарождался футуризм со своим динамизмом и скоростью, метафизическая живопись выступала полной противоположностью, проповедуя абсолютную неподвижность.

Этот стиль отличался упорядоченностью и композиционной ясностью по сравнению с другими течениями того времени. На картинах изображались узнаваемые объекты и формы, размещенные в четко определенных архитектурных пространствах. Однако различные элементы смешивались абсурдным образом, без видимой связи между ними, создавая ощущение парадокса. Метафизические картины напоминают сцены со странными и парадоксальными образами, где фон подчеркивает тишину и неподвижность. Совершенство реальных объектов, представленных вне привычного контекста, ставит эти произведения искусства вне реальности — отсюда и название «Метафизика».

История метафизической живописи насыщена магической и загадочной атмосферой, в которой проявляется абсолютная тишина. Хотя мы не можем определить ее как настоящее движение — нет манифестов или программных документов, и она не оформлена как группа, — поэтика и характерные элементы этого течения четко определены. Метафизическая живопись стала одним из ведущих итальянских художественных направлений первой половины XX века и оставила неизгладимый след в мире искусства.

Это движение отличалось сценами, напоминающими сновидения, и необычными сочетаниями форм и цветов. Джорджо де Кирико, ключевая фигура метафизического искусства, использовал резкие контрасты света и тени, чтобы придать своим картинам таинственное и загадочное качество. Его работы были посвящены скрытому смыслу вещей и тому, как искусство может служить средством постижения глубинных истин. Особое внимание уделялось пробуждению чувств таинственности и даже депрессии, отражая сложные эмоции того времени.

Главная цель метафизической живописи — отобразить тайну, лежащую за пределами видимой реальности. Недаром слово «метафизический» означает то, что находится за гранью физического мира. При взгляде на метафизическую картину создается ощущение погружения в сон. Пустые площади, одинокие здания классической архитектуры, безмолвные статуи, уходящие в бесконечность поезда, манекены без лиц — все это знакомые предметы, которые внезапно становятся тревожными и загадочными, словно хранят неизведанную тайну.

Создавая эту новую, странную реальность, художники тонко намекали, что мир, в котором мы живем, не менее абсурден и загадочен, чем тот, что изображен на их полотнах. В контексте Первой мировой войны это послание приобретало особую значимость, отражая чувство дезориентации и абсурда, охватившее общество.

«Возвращение» Джорджо де Кирико

Джорджо де Кирико разделял взгляд Шопенгауэра о том, что потеря памяти подобна безумию, так как без нее невозможно разобраться в мире. Его работы, такие как «Возвращение», передают это состояние дезориентации, сопоставляя объекты, которые, казалось бы, не имеют логической связи между собой. Эта картина может быть символическим изображением философа, погружающегося в безумие, когда мысли в его голове распадаются на беспорядочный набор предметов, загромождающих чердак сознания. Де Кирико черпал вдохновение из витрин магазинов Феррары времен Первой мировой войны, где он наблюдал «сладости и печенье удивительно метафизических и странных форм».

Джорджо Де Кирико. Возвращение. 1918
Джорджо Де Кирико. Возвращение. 1918

«Любовница инженера» Карло Карра

Карло Карра — другой основатель метафизического движения. Его знаменитая картина «Любовница инженера» сочетает в себе элементы метафизического искусства, изображая воображаемое событие, которое одновременно интригует и заставляет задуматься. Она приглашает зрителя погрузиться в глубины собственного подсознания, раскрывая невидимые ранее грани реальности.

На этой небольшой и загадочной картине маслом Карло Карра изображен бесплодный, пустынный пейзаж. На переднем плане мы видим фрагмент каменной или гипсовой скульптуры — отсеченную голову женской фигуры, вероятно, любовницы инженера из названия картины. Инженер, в отличие от своей госпожи, не показан напрямую; его присутствие символизируют два атрибута — инструменты его профессии.

Карло Карра. Любовница инженера. 1921
Карло Карра. Любовница инженера. 1921

Перед нами предстает странное и непривычное собрание предметов в неопределенное время суток. Проблеск света вдоль горизонта, разделяющий темно-коричневый пейзаж и глубокую синеву неба, может означать как сумерки, так и рассвет — такая двусмысленность добавляет работе таинственности.

Загадочный характер картины связан с экспериментами Карра в метафизической живописи. Во время Первой мировой войны он был одним из ключевых представителей этого направления, работая вместе с художником-сновидцем Джорджо де Кирико.

Особенности метафизической живописи

Метафизическая живопись — это уникальное направление в искусстве, которое очаровывает своей загадочностью и глубиной. Художники этого стиля выбирают в качестве объектов манекены, торсы скульптур, метрономы, игрушки, бутылки, коробки, шары и даже инструменты художника. Главные черты метафизической живописи включают стилизованные и схематичные фигуры, четкие контуры, тонкие черные линии и упрощенные поверхности с элементарным кьяроскуро. Тени обычно монохромные, что усиливает ощущение таинственности. Пространства, служащие фоном, разнообразны и зависят от замысла автора, создавая неповторимую атмосферу на каждой картине.

Основные характеристики пространств в метафизической живописи — это ясность и четкость композиции, схематичность архитектурных элементов, использование усугубленной перспективы и нереалистичных линий горизонта. Теплые и землистые цвета придают работам особую атмосферу и усиливают эмоциональное воздействие на зрителя.

Филиппо де Пизис. Большая раковина, 1927
Филиппо де Пизис. Большая раковина, 1927

Картины Карло Карра, Джорджо Моранди и Филиппо Де Пизиса часто изображают интерьер помещений, наполненных загадочными предметами. Однако Джорджо де Кирико нередко обращается к открытым пространствам: на его полотнах можно увидеть безлюдные площади, длинные тени, арки и башни, которые создают ощущение сновидения. Его знаменитые «Площади Италии» представляют собой видения пространств, ограниченных арочными зданиями и украшенных античными скульптурами на переднем плане.

Джорджо Моранди, заслуживающий особого внимания, в своих работах 1918-1919 годов создавал метафизические натюрморты. Его простые на первый взгляд композиции из бутылок, коробок и других предметов на столах обладают глубокой философской подоплекой и вызывают у зрителя размышления о сущности вещей.

Сюрреализм и метафизическая живопись: в чем разница?

Сюрреализм берет свое начало в толковании снов, особенно в теориях Фрейда; их работы сосредоточены на правилах, которым следует мозг во время сна, гораздо более свободных, чем наше восприятие в бодрствующем состоянии.

Метафизическое искусство стало мощным источником вдохновения для сюрреалистов. Они признавали, что Джорджо де Кирико оказал на них огромное влияние. Хотя оба движения стремились исследовать то, что находится за пределами реальности (ведь «сюрреализм» означает «сверх-» или «надреальность»), их подходы различались. Сюрреалисты освобождали свое бессознательное в творческом процессе через «психический автоматизм», тогда как метафизики сознательно выбирали символические элементы для воплощения своих загадочных сновидений.

Влияние на искусство

Метафизическое искусство, играя по правилам крайнего реализма, одновременно ставит под сомнение саму природу реальности и бытия. Художники этого направления называли свои картины «пейзажами разума». В их произведениях часто присутствуют итальянские городские пейзажи, греческие статуи и другие мифологические элементы. Пустынные и бесплодные сцены, лишенные людей, вызывают чувство одиночества и отстраненности. Как отмечал Джорджо Моранди, метафизическое искусство очищает тему, фокусируясь на смысле и глубине, а не только на визуальном восприятии.

Джорджо Моранди. Натюрморт (с коробкой). 1918
Джорджо Моранди. Натюрморт (с коробкой). 1918

Это направление оказало значительное влияние на последующие художественные движения, особенно на сюрреализм. Такие художники, как Сальвадор Дали и Андре Бретон, черпали вдохновение из метафизической живописи, интегрируя ее принципы и эстетические приемы в свои работы. Кроме того, в 1920-х годах немецкие художники переняли схожую эстетику для создания собственных загадочных и провокационных произведений.

Влияние на кино и поп-культуру

Идеи метафизической живописи нашли отражение в кинематографе, дав рождение тому, что мы называем метафизическими фильмами. Подобно тому как художники этого направления использовали различные техники, чтобы выйти за пределы привычной реальности и поставить под сомнение природу вещей, режиссеры начали экспериментировать с новыми стилями съемки, монтажа и спецэффектами. Это позволило им обратить внимание зрителей на глубинные вопросы бытия и восприятия.

Одним из самых ярких примеров такого подхода является фильм «Матрица» режиссеров Вачовски. Сюжет развивается вокруг героя по имени Нео, который обнаруживает, что его реальность — всего лишь сложная симуляция. Решив освободиться от иллюзии, он покидает «Матрицу» и вступает в борьбу с системой. Можно сказать, фильм поднимает фундаментальные метафизические вопросы о природе реальности и том, насколько наше восприятие соответствует истине.

Альберто Савинио. Улисс и Полифем. 1929
Альберто Савинио. Улисс и Полифем. 1929

Современная поп-культура глубоко пронизана метафизическими идеями. Подвергать сомнению реальность и играть с концепцией множественных вселенных стало привычным тропом благодаря таким явлениям, как теория мультивселенной в кинематографической вселенной Marvel (MCU). Фильмы и сериалы, такие как «Мир дикого запада», «Очень странные дела», и «Всё, везде и сразу», переносят зрителей в миры, где границы между реальностями размыты.

Перемещение по различным измерениям или пробуждение в совершенно новой реальности — темы не новые для поп-культуры, но их растущее присутствие придает индустрии свежесть и глубину. Это позволяет создателям исследовать сложные философские вопросы в доступной и увлекательной форме, увлекая аудиторию в путешествия за пределы обыденного.

В заключение

Метафизическое искусство, с его глубокими символами и загадочными образами, продолжает влиять на современное искусство и вдохновлять новое поколение художников и зрителей. Оно напоминает нам о том, что за пределами видимого мира всегда есть нечто большее — тайны, которые ждут своего открытия. Его влияние побуждает нас смотреть на мир с новых ракурсов, расширять горизонты и не бояться задавать вопросы о самой сути нашего реальности.

Титры

Материал подготовлен Вероникой Никифоровой — искусствоведом, основательницей проекта «(Не)критично»

Я веду блог «(Не)критично», где можно прочитать и узнать новое про искусство, моду, культуру и все, что между ними. В подкасте вы можете послушать беседы с ведущими экспертами из креативных индустрий, вместе с которыми мы обсуждаем актуальные темы и проблемы мира искусства и моды. Также можете заглянуть в мой личный телеграм-канал «(Не)критичная Ника»: в нем меньше теории и истории искусства, но больше лайфстайла, личных заметок на полях и мыслей о самом насущном.

Еще почитать:

Понравился текст? Поддержите меня лайком ❤

Подпишитесь, чтобы не пропускать новые посты❗

Начать дискуссию