Минимализм: простота как высшая ценность искусства

Знакомимся с главными художниками и узнаем ключевые особенности направления.В начале 1960-х годов, когда Нью-Йорк кипел от творческой энергии, группа смелых художников решила бросить вызов устоявшимся канонам искусства. Они считали, что современное искусство стало чересчур черствым, и искали новые пути выражения. Так родилось движение минимализма — направление, отвергшее излишнюю сложность и возвысившее простоту до уровня искусства.

Молодые художники, такие как Дональд Джадд, Роберт Моррис и Дэн Флавин, начинали свой путь в рамках абстрактного экспрессионизма. Но вскоре они почувствовали необходимость выйти за его границы. Под влиянием свежих европейских течений и заново открытых стилей они стали ставить под сомнение традиционные разделения между различными видами искусства.

«Не нужно, чтобы работа имела много вещей, чтобы посмотреть, сравнивать, проанализировать один за другим, чтобы созерцать. В целом, его качественное целое - это то, что интересно. Основные вещи одиноки и являются более интенсивными, ясными и мощными», — отмечал Дональд Джадд.

Выставка "Первоначальные структуры". Фотография. Открылась в 1966 году в Еврейском музее, Нью-Йорк, куратор: Кинастон Мак-Шайн (на фото работы художников: Сол Ле Витт, Роберт Моррис)
Выставка "Первоначальные структуры". Фотография. Открылась в 1966 году в Еврейском музее, Нью-Йорк, куратор: Кинастон Мак-Шайн (на фото работы художников: Сол Ле Витт, Роберт Моррис)

Одним из ключевых событий, ознаменовавших рождение минимализма, стала выставка «Первоначальные структуры» в 1966 году в Еврейском музее Нью-Йорка. Эта выставка представила работы Дэна Флавина, Сола ЛеВитта, Роберта Морриса, Карла Андре и Дональда Джадда. Геометрические и формально редуктивные произведения произвели фурор и получили широкое признание критиков.

К концу 1970-х годов минимализм достиг признания не только в Америке, но и в Европе. Этому способствовали музейные кураторы, арт-дилеры, публикации, а также новые системы государственной и частной поддержки искусства. Минимализм стал символом стремления к чистоте формы и идеи.

В чем особенность минималистского искусства?

Минимализм в искусстве представляет собой отход от традиционных представлений о том, что произведение должно нести что-то большее, чем само по себе. Зрителям предлагается видеть работу такой, какая она есть, и наблюдать, как она занимает пространство. Картины минималистов часто создаются с использованием простых форм и линий, сводя произведение к его основным качествам.

Это направление отдает предпочтение холодной сдержанности вместо драматизма. Художники использовали промышленные материалы для создания скульптур, подчеркивая анонимность и уходя от экспрессивной избыточности абстрактного экспрессионизма.

Художники и скульпторы избегали явного символизма и эмоционального содержания. Вместо этого они фокусировались на материальности своих работ. В центре этого движения лежит отказ от орнамента и репрезентации, оставляя зрителям минималистичные формы, которые отвергают идеалы модернизма и отстаивают простоту.

Сол Ле Витт "Стоящая открытая структура. Черная", 1960. Сталь, дерево, лак.
Сол Ле Витт "Стоящая открытая структура. Черная", 1960. Сталь, дерево, лак.

Характерные черты минимализма

Минимализм легко распознать по ряду отличительных черт:

- Упрощенные формы: Использование гладких, элементарных геометрических фигур. Отказываясь от биографических отсылок и метафор, минималисты стремились создать произведения, свободные от личного самовыражения, фокусируясь на чистом визуальном опыте.

- Монохромность: Приверженность однотонным и базовым цветовым палитрам придает работам нейтральность. Цвет служит для усиления воздействия произведения, а не для передачи эмоций или смыслов.

- Влияние конструктивизма: Интерес к русскому конструктивизму вдохновил минималистов на использование модульных конструкций и промышленных материалов, противопоставляя их традиционным ремесленным техникам. Редимейды Марселя Дюшана также подтолкнули художников к экспериментам со сборными материалами, размывая границы между искусством и промышленным производством.

- Применение промышленных материалов, а также акцент на физическом присутствии произведения заставляют зрителя взаимодействовать с работой на ином уровне. Масштаб, вес, гравитация и даже свет становятся средствами, через которые искусство общается со зрителем, вызывая физическую и визуальную реакцию.

Самые известные художники-минималисты

Стремясь освободиться от излишней эмоциональности и символизма, художники-минималисты создавали произведения, которые обращались лишь к самим себе. Они верили, что искусство не должно отсылать ни к чему, кроме своей собственной формы и присутствия. К началу 1960-х годов многие из них полностью отказались от традиционной живописи, обращаясь к объектам, которые не вписывались в общепринятые категории живописи или скульптуры.

Фрэнк Стелла

Фрэнк Стелла, переехав в Нью-Йорк в 1958 году, оказался под влиянием абстрактных экспрессионистов, таких как Джаспер Джонс и Барнетт Ньюман. Однако в его абстрактных работах отсутствовал метафорический и метафизический подтекст, характерный для их творчества. Стелла стремился к чистоте формы и цвета.

Фрэнк Стелла. Союз разума и скромности. Серия "Черная живопись". 1959
Фрэнк Стелла. Союз разума и скромности. Серия "Черная живопись". 1959

Его знаменитая серия «Черные картины» (1958–1960) произвела настоящий фурор в мире искусства. Концентрические полосы на холстах, натянутых на толстый деревянный каркас, агрессивно отделяли работы от стены, подчеркивая их материальность. Отсутствие следов кисти и абсолютная плоскостность стали эталоном для других художников. Стелла расширил границы живописи, превратив свои работы в объекты с характеристиками архитектуры и скульптуры, бросая вызов традиционным представлениям об искусстве.

Дональд Джадд

Дональд Джадд — один из главных теоретиков минимализма и новаторов в области галерейного пространства. Он выступал за оживление выставок путем нетрадиционного размещения объектов, в том числе вертикального подвешивания произведений на стенах.

«Стопки» Дональда Джадда
«Стопки» Дональда Джадда

В течение 1960–1970-х годов Джадд создавал многочисленные версии своих безымянных работ, всегда сохраняя единый масштаб, но экспериментируя с цветами и материалами. Его цель состояла в том, чтобы произведения существовали в реальном трехмерном пространстве, а не изображали иллюзорную глубину или сюжет, как это было в традиционной живописи и скульптуре. Джадд стремился к чистоте формы, где объект является самим собой без дополнительных интерпретаций.

Роберт Моррис

Роберт Моррис исследовал простые геометрические формы в своих крупных скульптурах — кубах, параллелепипедах и других многогранниках. Его работы приглашали зрителя стать частью художественного процесса, взаимодействуя с произведением путем перемещения вокруг него.

В 1966 году Моррис опубликовал эссе «Заметки о скульптуре», где рассматривал процесс восприятия и взаимодействия с конструкцией. Он подчеркивал, как зритель интуитивно интерпретирует форму и пространство, делая акцент на личном опыте каждого человека при встрече с искусством.

Роберт Моррис. L-Beams, 1965
Роберт Моррис. L-Beams, 1965

Постминимализм

Постминимализм — художественное движение, которое возникло в конце 1960-х — начале 1970-х годов и стало ответом на строгие каноны минимализма. Термин был введен искусствоведом и критиком Робертом Пинкус-Виттеном, чтобы описать новое направление, которое сочетало в себе элементы минимализма и стремилось расширить его границы.

После периода доминирования минимализма, характеризовавшегося простотой форм и беспристрастностью, художники стали искать новые способы выразить себя. Постминимализм позволил им вернуть в искусство эмоции и индивидуальность, не отказываясь при этом от достижений предыдущего движения.

Творцы этого периода создавали разнообразные произведения искусства. Некоторые из них акцентировали внимание на традиционных, выразительных аспектах — цвете, текстуре, символизме. Другие же, напротив, исследовали безличные и материальные представления, используя нестандартные материалы и техники. Ключевую роль в развитии постминимализма сыграли такие художники, как Ричард Серра и Тони Смит.

Тони Смит. Die, 1962. Сталь, промасленная отделка. 6 х 6 x 6 футов. Версия 1/3
Тони Смит. Die, 1962. Сталь, промасленная отделка. 6 х 6 x 6 футов. Версия 1/3

Заключительные мысли

Закат минималистического движения в конце 1960-х годов не означал крах его идей. Напротив, это стало началом новой эпохи. Многие художники выбрали свой собственный путь, отказавшись от строгих рамок и правил. Постминимализм, с его разнообразием и свободой самовыражения, стал трамплином для множества последующих направлений в искусстве.

Близка ли вам эстетика минимализма? Делитесь в комментариях!

Титры

Материал подготовлен Вероникой Никифоровой — искусствоведом, основательницей проекта «(Не)критично».

Я веду блог «(Не)критично», где можно прочитать и узнать новое про искусство, моду, культуру и все, что между ними. В подкасте вы можете послушать беседы с ведущими экспертами из креативных индустрий, вместе с которыми мы обсуждаем актуальные темы и проблемы мира искусства и моды Также можете заглянуть в мой личный телеграм-канал «(Не)критичная Ника»: в нем меньше теории и истории искусства, но больше лайфстайла, личных заметок на полях и мыслей о самом насущном.

Еще почитать:

Начать дискуссию