В царской России елка оставалась скорее рождественским, чем новогодним символом. Новый год не имел той силы празднования, что Рождество. Однако в XX веке, когда Рождество исчезло из общественной жизни из-за государственного атеизма, Новый год стал главным зимним праздником. Рождественские елки подвергались критике как буржуазная традиция, привезенная из Германии — врага России во время Первой мировой войны. Деда Мороза разоблачали как церковного персонажа, связанного с зажиточными крестьянами. Политика большевиков была направлена не только на демонтаж государственной церкви, но и на дискредитацию религиозных праздников. Газеты утверждали, что Рождество основано на языческих традициях зимнего солнцеворота, а рождение Иисуса связывали с поклонением солнцу. Пропаганда акцентировала внимание на том, что с развитием научного мировоззрения продолжать верить в религиозные мифы было бы глупо. Более того, высказывались саркастические заявления, что если бы Дева Мария действительно существовала, ее останки давно бы нашли.