Как появились российские новогодние традиции: история праздника

Новый год без оливье и шампанского? Кажется невозможным, но так было не всегда!

В XV веке, в эпоху правления Ивана III, Новый год назывался «Новолетием» и отмечался 1 сентября. Это был не просто праздник, но и важный день, связанный с выплатой даней, пошлин и оброков. Тем не менее, настоящие веселые зимние праздники, известные как «святки», проходили с 24 декабря по 6 января — от Рождества до Крещения. В этот период устраивали народные гуляния, колядования, гадания, катания на санях и пиры.

Однако с приходом Петра I в 1700 году празднование Нового года было перенесено на 1 января — по европейскому образцу. Но многие поколения праздновали Новый год дважды: 1 сентября и 1 января. Только при Николае II Новый год стал настоящим праздником: в 1897 году был принят закон, объявляющий 1 января официальным выходным днем в России, что придало празднику новый официальный статус.

Ёлка: От «вампирского дерева» до главного символа Нового года

Елка, неотъемлемый атрибут современного Нового года, долгое время была рождественским украшением. Более того, в народе считалось, что это «нехорошее» дерево — «вампирское», связанное с осиной, тополем, черемухой и ивой. Никто не хотел вносить его в дом.

И когда Петр I решил украшать улицы еловыми, сосновыми и можжевеловыми ветками в дни праздника, он даже не думал ставить елку в дома. Первая новогодняя елка появилась только в 1817 году благодаря великой княгине Александре Федоровне, супруге Николая I. Как прусская принцесса, она привыкла видеть елку на праздниках. Даже в 1840-х годах елка считалась немецким обычаем. В русской литературе елка начала восприниматься как нечто привычное лишь в середине XIX века, например, в рассказе Достоевского «Елка и свадьба» (1848).

Рождественская елка в Аничковом дворце. Иллюстрация Алексея Чернышева, 1840-е годы Рождественская елка в Аничковом дворце. Иллюстрация Алексея Чернышева, 1840-е годы
Рождественская елка в Аничковом дворце. Иллюстрация Алексея Чернышева, 1840-е годы Рождественская елка в Аничковом дворце. Иллюстрация Алексея Чернышева, 1840-е годы

В царской России елка оставалась скорее рождественским, чем новогодним символом. Новый год не имел той силы празднования, что Рождество. Однако в XX веке, когда Рождество исчезло из общественной жизни из-за государственного атеизма, Новый год стал главным зимним праздником. Рождественские елки подвергались критике как буржуазная традиция, привезенная из Германии — врага России во время Первой мировой войны. Деда Мороза разоблачали как церковного персонажа, связанного с зажиточными крестьянами. Политика большевиков была направлена не только на демонтаж государственной церкви, но и на дискредитацию религиозных праздников. Газеты утверждали, что Рождество основано на языческих традициях зимнего солнцеворота, а рождение Иисуса связывали с поклонением солнцу. Пропаганда акцентировала внимание на том, что с развитием научного мировоззрения продолжать верить в религиозные мифы было бы глупо. Более того, высказывались саркастические заявления, что если бы Дева Мария действительно существовала, ее останки давно бы нашли.

Как появились российские новогодние традиции: история праздника

Настоящим поворотным моментом стало возрождение новогодних традиций в Советском Союзе. Новый год превратился в главный зимний праздник, и именно с этого времени елка стала важнейшим атрибутом праздника. На улицах стали массово устанавливать елки, а сам праздник стал ассоциироваться с Дедом Морозом и Снегурочкой, персонажами, привнесенными из фольклора и адаптированными советской пропагандой.

Когда религиозные праздники были вытеснены из общественной жизни, канун Нового года стал главным праздником. Елка, когда-то считавшаяся символом буржуазного Рождества, вернулась в 1935 году. Высокопоставленные чиновники убедили Иосифа Сталина, что елка могла бы стать символом светского праздника, посвященного счастью и благополучию советских детей.

Эта перемена означала, что елка теперь не только доступна для общественности, но и обязательная часть новогодних торжеств. Она утратила свою религиозную связь и превратилась в символ надежды на грядущий год, объединяя людей разных культур и вероисповеданий. Новый смысл елки был воспринят положительно — само дерево не являлось новой концепцией, изменилось лишь его предназначение.

Два лица Деда Мороза: язычество и христианство в одном персонаже

Постепенно, вместе с модой на елку, возник новый образ Деда Мороза как рождественского персонажа. Его внешнее сходство с европейским Санта-Клаусом на дореволюционных рождественских открытках, особенно красная, а не синяя шуба, — это своего рода ребрендинг, который произошел не без участия православной церкви (Дед Мороз = Св. Николай). Она стремилась вытеснить старый образ Мороза, народного языческого персонажа, для замены новым, христианским образом.

Языческий Мороз — это дух зимы, строгий, иногда злой, сварливый, но справедливый. Восточнославянский дух холода, трескун или студенец, больше похож на нашего Деда Мороза, персонажа старинных сказок. В более поздних версиях он был Мороз Иванович, Мороз Елкич.

Дореволюционные открытки
Дореволюционные открытки

Санта-Клаус прекрасно подходил для замещения языческих культов, так как ассоциировался прежде всего со святым Николаем Угодником. Поэтому, когда сторонники традиционных сцен говорят о том, что американский Санта-Клаус не заменит нам Деда Мороза, они даже не подозревают, что наш Дед Мороз и есть тот самый Санта-Клаус. Ведь подлинный Мороз — языческий персонаж, не имеющий отношения ни к Рождеству, ни к Новому году.

В 1990-е годы, когда религиозные праздники были официально восстановлены, Великий Устюг начал рекламировать себя как Дом Деда Мороза. Правительство России начало подчеркивать славянские корни Деда Мороза, противопоставляя его западному Санта-Клаусу. В 1988 году мэр города официально закрепил эту инициативу, создав даже почтовый адрес, по которому дети могли отправлять письма с новогодними пожеланиями.

Вопрос о цвете костюма Деда Мороза также привлекает внимание. До 1990-х годов его одеяния были белыми, серебристыми или голубыми. Однако после распада СССР костюм стал красным. Почему? Все дело в влиянии Запада и конкуренции с образом Санта-Клауса. В 1990-е и 2000-е годы, когда интерес к западной культуре был на пике, красный костюм окончательно утвердился благодаря обилию образов в масс-медиа. Возможно, причина изменения цвета костюма Деда Мороза кроется и в массовом производстве новогодних костюмов в Китае. Стандартизация и экономия материалов сделали красный цвет основным для новогодней атрибутики по всему миру.

Источник фото: РИА Новости, В. Шияновский
Источник фото: РИА Новости, В. Шияновский

Тайны Снегурочки: от трагической сказки до новогоднего символа

Снегурочка — не просто персонаж из детских утренников. Ее история уходит корнями в глубокую старину русских народных сказок. Представьте: девушка, созданная из снега, оживающая и приносящая радость людям. Такая волшебная и в то же время трагичная история не могла не оставить след в сердцах многих поколений.

Впервые Снегурочка появилась как ожившая снежная девочка, отражающая невозможность перехода из мира мертвых в мир живых. Фольклорист Александр Афанасьев и драматург Александр Островский оформили для нас этот образ, где она была дочерью Мороза и Весны Красны. Интересно, что под разными именами — Снегурушка, Снежевиночка — она встречается в сказках разных народов, всегда символизируя что-то чистое и прекрасное.

После Октябрьской революции 1917 года Рождество было отменено, а вместе с ним исчезла и праздничная елка. Новый режим считал ее символом религии и западной коммерции. Но чудеса не так просто искоренить! Несмотря на запреты, люди продолжали мечтать о празднике. В 1935 году советские власти неожиданно решили вернуть елку, но переосмыслив ее. Так Новый год стал официальным государственным праздником, объединившим всех вокруг сияющего дерева.

Фотография черно-белая. Встреча Нового года на стадионе «Труд» . 1960-1970-е гг.
Фотография черно-белая. Встреча Нового года на стадионе «Труд» . 1960-1970-е гг.

Именно тогда Снегурочка начала свое триумфальное шествие. Педагоги и организаторы праздников включали ее в сценарии детских утренников, наполненных сказками, песнями и стихами. Девочки с радостью наряжались в костюмы Снегурочки, ощущая себя частью волшебства. Уникально, что только «русский Дед Мороз» имеет такую очаровательную спутницу. Её молодость и энергия привносят в праздник особую атмосферу: Снегурочка поёт, танцует и становится мостиком между дарящим чудеса Дедом Морозом и ребятами. С 1937 года этот дуэт впервые вместе появился на главной ёлке страны в московском Доме Союзов и с тех пор неизменно радует нас своей сказочной историей.

Ранняя советская эпоха и Новый год

После Октябрьской революции 1917 года большевики объявили празднование Нового года и Рождества пережитками буржуазной эпохи. Однако все изменилось в декабре 1935 года, когда в газете «Правда» появилась статья лидера коммунистической партии Павла Постышева. Он предложил организовать новогодние утренники для советских детей. Изначально власти воспринимали новогодние праздники как детские, но уже к концу 1930-х годов их отмечали люди всех возрастов.

Иван Малютин. «Рождественский Дед (образца 1924 года)».
Иван Малютин. «Рождественский Дед (образца 1924 года)».

Начало 1930-х годов было непростым для Советского Союза. Новая экономическая политика постепенно отменялась, за ней последовали коллективизация, индустриализация и Голодомор 1933 года. Люди много работали, и появлялась необходимость предоставления возможностей для отдыха. Новогодние праздники стали прекрасной возможностью для этого — не так много работать. Советские лидеры хотели, чтобы они поверили, что уровень их жизни действительно улучшился.

Праздник пришелся по душе всем. Советские граждане даже рубили многочисленные елки на окраинах Москвы. В конце 1937 года Моссовет принял постановление, регулирующее поставки и продажу елок в городе. Власти выделили участки земли, где была разрешена вырубка деревьев. Даже в 1941 году Москва получила 100 тысяч новогодних елок, несмотря на продолжающуюся войну. Изначально Советский Новый Год не был семейным праздником, как сегодня. Люди часто встречали его со служивцами, особенно если 31 декабря выпадал на рабочий день. На многих предприятиях были свои клубы, столовые, кафетерии и дома культуры, где можно было проводить новогодние праздники. Кремль регулярно устраивал вечеринки и концерты для представителей советской элиты.

Анатолий Ковтун. «Голубой огонек». 1962 год. Сидят (слева направо): Клара Лучко, Валентина Терешкова, Маргарита Володина, Иван Любезнов, Юрий Гагарин, Вячеслав Тихонов, Элеонора Беляева. Источник: МАММ / МДФ
Анатолий Ковтун. «Голубой огонек». 1962 год. Сидят (слева направо): Клара Лучко, Валентина Терешкова, Маргарита Володина, Иван Любезнов, Юрий Гагарин, Вячеслав Тихонов, Элеонора Беляева. Источник: МАММ / МДФ

Мандарины, оливье и шампанское: Как формировались новогодние традиции

Новый год и его вкусные традиции были неотъемлемой частью жизни в Советском Союзе. Сладости, игрушки и даже лотереи — все это было частью праздника, который объединял людей. Подарки детям включали сладости, игрушки и образовательные наборы, такие как юные химики и учебные пособия. Взрослые же часто получали полезные аксессуары — одеколоны, духи, перчатки, шарфы и даже роскошные часы. Праздники не обходились без лотерей с денежными призами и товарами народного потребления, популярными с 1960-х годов. Люди активно участвовали в них, мечтая о главном призе.

Традиция новогодних открыток

Доставка новогодних открыток также стала особой традицией. Отправлять открытки родственникам, коллегам и школьным друзьям по почте стало доброй традицией. Красиво звучащие и креативные поздравления превратились в импровизированное хобби. У многих даже были сборники таких поздравлений. В 90-е годы стало возможным покупать и просто подписывать открытки с заранее напечатанным текстом. Раньше это было иначе: открытки были совсем другими и часто пустыми на обороте. Считалось вежливым написать что-то свое, выбрать несколько искренних фраз, идущих от сердца.

Новогодний стол: гастрономическая история советского праздника

Какой праздник без щедрого застолья? Давайте вместе пробежимся по основным элементам нашего российского стола, который по-прежнему остается неизменным в многих семьях. Мандарины — главные герои новогоднего стола. Эти цитрусовые были особенно популярны в Советском Союзе, ведь найти фрукты зимой было почти невозможно. В школах и детских садах мандарины начали поставлять зимой, и к 50-60-м годам в Абхазии была развита мандариновая промышленность, что позволило наладить поставки в другие регионы.

Салаты, особенно оливье, стали неотъемлемой частью новогоднего стола. В дореволюционной Москве в XIX веке появился буржуазный оливье — с мясом и овощами. Однако в условиях военных и послевоенных трудностей рубленая колбаса заменила мясо перепелов, а морковь и зеленый горошек заменили каперсы. К середине 50-х годов поставки нормализовались, и такие салаты, как «селедка под шубой» и «мимоза», стали неотъемлемой частью новогодней традиции.

Советские новогодние открытки
Советские новогодние открытки

Советское шампанское — еще одна обязательная часть новогоднего стола. Производство игристых вин в СССР началось еще до Великой Отечественной войны, а Московский завод шампанских вин открылся после 1945 года. Празднование с бокалом шампанского под звуки Кремлевских курантов стало привычной традицией. В СССР шампанское считалось символом беззаботной, сладкой жизни — признаком, что уровень жизни действительно изменился. Большой город, Москва, изменил менталитет новоприбывшего населения, которое быстро привыкло к городской культуре, и шампанское стало одной из новых традиций.

Искусственные елки и советские украшения

Новогодняя елка — это не просто символ праздника, но и отражение духа времени. История создания искусственных елок в 1960-х годах рассказывает о стремлении советских людей украсить свои дома чем-то особенным. Первые искусственные деревья появились благодаря предприятиям, которые начали производить их на массовом уровне. Эти елки быстро завоевали популярность среди горожан, желающих привнести в свои квартиры что-то необычное.

Эти «новогодние чудеса» были сделаны из картона и украшены игрушками, изготовленными вручную из шишек, ваты, ткани и бумаги. Многие из них были оформлены традиционными звездами, снежинками и символикой разных десятилетий. Новогодние елки советского времени украшали не только красноармейцы и космонавты, но и символика, связанная с арктическими экспедициями: ледоколы, белые медведи и даже ракеты. Эти элементы подчеркивали мощь и научные достижения страны, словно Вифлеемская звезда, но в советском стиле. Звезды на новогодних елках советской эпохи напоминали шпили Кремлевских башен — символы власти и величия.

Главные символы эпохи Хрущева – спутник, ракета, космонавты, фестиваль, «пять минут» и кукуруза… // Источник: kulturologia.ru
Главные символы эпохи Хрущева – спутник, ракета, космонавты, фестиваль, «пять минут» и кукуруза… // Источник: kulturologia.ru

Мода на украшение елки шпилем появилась после начала строительства высоток эпохи Сталина в Москве. Эти здания стали новыми символами советской мощи и прогресса, и украшение елки шпилем стало своего рода мини-реминисценцией об их величии. Это подчеркивало, что даже в самых небольших и повседневных вещах сохраняется дух эпохи.

Заключение

Хотя Россия начала отмечать Новый год сравнительно недавно, этот праздник быстро стал по-настоящему популярным и любимым для многих. Еще в советское время, несмотря на строгие рамки официальных праздников, новогодние дни ощущались как самое волшебное время года. В каждом доме царила особая атмосфера: от ярких огоньков на елке до ароматных мандаринов, которые были особенно ценными фруктами зимой. Это ощущение чуда передавалось из поколения в поколение и не потеряло своей магии и по сей день.

Заканчивая этот рассказ, хочется сказать: Новый год — это время чудес в середине зимы. Сохраняйте эту магию в своих сердцах, встречая Новый год с теплом и радостью.

Титры

Материал подготовлен Вероникой Никифоровой — искусствоведом, основательницей проекта «(Не)критично».

Я веду блог «(Не)критично», где можно прочитать и узнать новое про искусство, моду, культуру и все, что между ними. В подкасте вы можете послушать беседы с ведущими экспертами из креативных индустрий, вместе с которыми мы обсуждаем актуальные темы и проблемы мира искусства и моды Также можете заглянуть в мой личный телеграм-канал «(Не)критичная Ника»: в нем меньше теории и истории искусства, но больше лайфстайла, личных заметок на полях и мыслей о самом насущном.

Еще почитать:

Начать дискуссию