Карстен Шуберт: как один арт-дилер тихо менял мир искусства

В 20 лет он открыл свою первую галерею, а через пару лет Лондон стал мировой арт-столицей!

Карстен Шуберт. Фото Имонн Маккеиб
Карстен Шуберт. Фото Имонн Маккеиб

В декабре наш книжный клуб обсуждал книгу Карстена Шуберта «Удел куратора». Кто такой Шуберт? Скажу так: это человек, который не просто торговал искусством, а верил в него. Он не был теоретиком или искусствоведом — он был практиком.

Родился в 1959 году и, к сожалению, ушел из жизни в 2019 году (в русскоязычном пространстве его часто воспринимают как ныне здравствующего нашего современника, хотя это уже не так).

Немного бунта от молодых британских художников

Шуберт был арт-дилером и галеристом, который стал одним из тех, кто вывел Молодых британских художников (YBA) на мировой уровень. Думаете, не знаете их? Ох, уверена, вы видели их работы! Помните ту самую акулу в формалине Дэмьена Хёрста? Это квинтэссенция того времени.

Дэмьен Хёрст. Физическая невозможность смерти в сознании живущего. 1991
Дэмьен Хёрст. Физическая невозможность смерти в сознании живущего. 1991

Вторая известная представительница Молодых британских художников — Трейси Эмин. Возможно, вы слышали о какой-то из ее провокационных работ — кровати, или палатке, внутри которой были вышиты имена людей, с кем она провела ночь — в том числе не только любовников, но и, например, ее мамы.

Трейси Эмин. Моя кровать. 1998.
Трейси Эмин. Моя кровать. 1998.

Но Шуберт с Хёрстом и Эмин напрямую не работал. Его интересовали другие представители этой тусовки (Молодых британских художников) — неофициальной, кстати. Это не была строгая группа с общей идеологией, как передвижники или Флюксус. Эти ребята просто учились вместе в Голдсмитском колледже искусств в 90-х, где главное было не умение рисовать, а мощная идея.

Через свою галерею он развивал и поддерживал художников-представителей этого направления, утверждая, что их искусство — это не краткосрочный тренд (как полагали в нулевые многие), а абсолютно новый подход.

Карьерный путь: от галериста до издателя

Свою первую галерею Шуберт открыл в Лондоне в 20 лет. 20! Правда, потом он ее закрыл — кризис, что поделать. Но он не сдался и продолжил работать как независимый арт-дилер. И, что самое важное, он всегда оставался исследователем, человеком, который видел в искусстве не только деньги.

Шуберт особенно восхищался работами художницы Бриджет Райли
Шуберт особенно восхищался работами художницы Бриджет Райли

Еще он писал книги, преподавал и основал издательство Ridinghouse. Это издательство выпустило множество книг о современном искусстве — не каждый арт-дилер может похвастаться таким вкладом в книжную культуру.

Шуберт признавался, что, будучи арт-дилером, он мог быть максимально близок к современным британским художникам — это было важно для него, так как позволяло общаться с ними больше, чем традиционному музейному работнику. Однако из-за того, что он, вероятно, не сильно стремился продать все и выйти в плюс, его дела шли по-разному. Во времена подъема арт-рынка у него все было хорошо, а в периоды спада ему приходилось даже закрывать свою галерею, так как она не окупалась.

«Удел куратора»: стоит ли читать?

Книга Шуберта — это не сухая история музеев, но живые размышления о концепциях. Он берет примеры Лувра, MoMA, Центра Помпиду и показывает, как эти музеи сформировали наши взгляды на искусство.

Это книга о концепции музея и мне она видится интересной и симпатичной, но стоит понимать, что ее критиковали с момента выхода: за то, что в книге представлены только мужчины, только белые, только европейцы. Это не антиколониальная книга, и ее структура вызывает вопросы. Многие считают, что начинать рассказ о музеях с Лувра и Британского музея как точки отсчета — узко и неуместно.

Второй пункт критики — это то, что книга не дает полной картины истории музеев. Традиционный подход истории музейного начинается с кабинетов редкостей, которые затем превращаются в кунсткамеры, а те — в художественные музеи. Шуберт же изначально заявляет, что его интересуют конкретные концепции, а не история музеев. Он пишет, что не хочет составлять общий обзор, а намерен рассмотреть отдельные кейсы: Британский музей, Лувр, Центр Помпиду, MoMA в Нью-Йорке. На основе этих примеров он выстраивает псевдолинейную последовательность.

Но критики восприняли это иначе. Они сочли, что Шуберт попытался создать историю музеев, но сделал это неправильно. Они упрекали арт-дилера: «Ты продаешь искусство, зачем тебе это вообще?» Ему пришлось столкнуться с волной критики. Однако, несмотря на это, книга была переведена на русский язык, что свидетельствует о ее значимости; издатели «Гаража» посчитали ее достойной публикации. И я согласна — книга действительно хорошая.

Титры

Материал подготовлен Вероникой Никифоровой — искусствоведом, основательницей проекта «(Не)критично».

Я веду блог «(Не)критично», где можно прочитать и узнать новое про искусство, моду, культуру и все, что между ними. В подкасте вы можете послушать беседы с ведущими экспертами из креативных индустрий, вместе с которыми мы обсуждаем актуальные темы и проблемы мира искусства и моды Также можете заглянуть в мой личный телеграм-канал «(Не)критичная Ника»: в нем меньше теории и истории искусства, но больше лайфстайла, личных заметок на полях и мыслей о самом насущном.

Еще почитать:

Начать дискуссию