Трекер для стартапа: помочь нельзя навредить. Где поставить запятую?
В чём миссия трекера для стартапа? Как не прогадать с выбором и решить свои бизнес-проблемы бескровно? Раскрываем все секреты и делимся опытом в этой статье.
Запустить успешный стартап — тот ещё челленж, требующий титанических усилий всей команды. Но в любом случае, каждый стартапер приходит к моменту фрустрации, застоя, когда на море туман, вокруг акулы и не знаешь, куда дальше двигаться.
Скорректировать курс, дать адекватный фидбэк и оказать поддержку под силу опытному трекеру. Он поможет ответить на вопрос о правильности выбранного направления, покажет точки роста, а возможно посоветует «пришвартоваться» в ближайшей гавани и подождать хорошей «погоды».
Зачем стартапу трекер?
Начнём с того, что есть несколько вариантов поддержки начинающих предпринимателей:
- Менторство
- Деятельность cоветника (advisor)
- Трекинг
О специфике каждого и различиях между ними, мы поговорим в следующей статье, а пока сфокусируемся на трекинге.
Лучший способ найти профессионального трекера — это различные акселерационные программы, ведь именно там команда в большей степени заинтересована в успехе стартапа. Кроме того, акселераторы обычно либо приглашают профессионалов с опытом, либо сами создают специальные программы обучения.
По открытым данным компания-разработчик приложения для детей Wachanga прошла бизнес-акселератор. Как говорит руководитель компании Максим Колпаков, именно работа с трекером дала основной результат, помогла настроить системную работу и найти ключевые показатели, которые наиболее важны для развития. В декабре 2018 у приложений Wachanga было около 5000 установок в сутки и 280К активных пользователей в месяц. На апрель 2020 года — более 20К установок в сутки и 1,4 млн. То есть Wachanga может похвастаться не только стабильным потоком новых клиентов, но и тем, что клиенты остаются и пользуются приложениями долгое время.
Важно понимать, что трекеры — не кладезь готовых решений и ответов на все вопросы, они дают взгляд со стороны, набор навыков и методов анализа ситуации, чтобы фаундер увидел то, что раньше не видел или не хотел видеть и понял, куда вести свою команду дальше.
В обязанности профессионального трекера входит:
своевременно реагировать в виде обратной связи на развитие проекта и результаты команды;
выявлять, когда команде выгоднее сделать pivot их идеи;
сопровождать команду по HADI-циклам, помогать зайти на новый круг;
организовывать командную работу;
«держать роль» трекера, не вовлекаясь в процесс и не становясь частью команды;
тактично излагать критику и подмечать зоны роста согласно психотипу и уровню восприимчивости подопечного;
- подключаться к работе на любой стадии развития стартапа: от идеи до масштабирования.
Это далеко не полный список того, что может и готов делать трекер для вашего стартапа. Преимущества его работы — это безусловно повышение личной и командной эффективности, стимуляция роста, проверка коммерческих гипотез и (что очень важно) моральная поддержка, ведь под давлением внешних обстоятельств легко опустить руки, выгореть и поддаться страхам. Трекер мотивирует, помогает выявить причину внутренних противоречий и обучает фаундеров«обтекать» сложности, то есть меньше реагировать на раздражители, не вкладывать личные эмоции в то, что невозможно изменить.
Однако есть золотое правило:
Если фаундер хочет — трекер поможет, если фаундер не хочет — ему не поможет никто.
Увы или к счастью, но реалии таковы, что порой успех многих стартап-проектов находится в плену у «блоков» фаундеров, которые считают себя экспертами во всём и не желают, несмотря на все усилия, прислушиваться к советам и открывать глаза на очевидные вещи.
На что необходимо обратить внимание при выборе трекера?
Опыт работы со стартапами, реализации проектов в схожих областях, доведение их до крутых результатов. Эти бесценные скиллы приобретаются в акселераторах, стартап-студиях, инкубаторах.
Какие вопросы задаёт вам трекер? Если эти вопросы заставляют фаундера по-новому взглянуть на ситуацию — это верный признак хорошего трекера.
- Знание ключевых процессов бизнеса. Трекер — это не всегда специалист с экспертными знаниями именно в вашей области, но это точно человек, который отлично разбирается в универсальных бизнес-процессах, умеет выстраивать стратегию, имеет видение вашего развития.
Приятным бонусом для любого трекера является сертификация. Например, трекеры акселерационной программы “Технолидеры будущего” обучаются на внутренней программе подготовки трекеров и получают повышение квалификации в РЭУ им. Плеханова. Кстати, сейчас идет набор на бесплатную программу обучения — успейте подать заявку до 20 сентября!
Сейчас рынок испытывает жесткий дефицит — насмотренных и опытных трекеров определённо не хватает. Даже некоторые некрупные корпорации нанимают трекеров для преодоления стагнации и выхода на новый уровень, что уж говорить о только начинающих предпринимателях.
В любом случае трекер подбирается индивидуально, под запросы именно вашего бизнеса, поэтому стоит уделить этому достаточное внимание, если вы хотите добиться реальных результатов и не навредить ни себе, ни проекту.
Вау, просто лучшие посты у вас и авторы тоже ничего
К слову, хотелось бы более подробно узнать разницу ролей ментора и трекера.
Заранее спасибо
Спасибо за вашу оценку! Подробнее о разнице роли ментора и трекера мы планируем рассказать в следующей статье. Вы интересуетесь в качестве фаундера стартапа или хотели бы сами стать трекером?
Я получаю образование в области информационной безопасности и задумываюсь над созданием собственного стартап-проекта.
Я получаю образование в области информационной безопасности и задумываюсь над созданием собственного стартап-проекта.
Ой, прошу прощения, айти немного подвело(
Бывает и такое)