Результаты инвест-раундов осени'24

Этой осенью пять стартапов, с которыми я работаю, выходили на раунды. Два подняли деньги, три – нет. Не буду писать банальных вещей про «венчурную зиму», «тёплые интро» и «токсичность русских фаундеров». Напишу о некоторых инсайтах.

Дивидендная модель рулит

Главное, что изменилось на рынке, – для инвестиций на ранних стадиях хорошо работает дивидендная модель. Оба стартапа, которая подняли деньги, рейзили на дивидендный оффер и достаточно быстро закрыли раунды. Остальные три шли по классической венчурной схеме — и это было больно.

👍 Что такое сегодня «дивидендная модель стартапа»?

🔵 Инвестору обещают возврат 2–3х за первые три года через дивиденды. Финмодель должна это подтверждать.

🔵 Терминальный бонус всё равно остается. То есть предполагается в перспективе ещё и exit. Но инвестор получает деньги уже в первые годы, а не ждёт 5–7 лет.

🔵 Важно, что юрисдикция в этом случае – точно не Делавэр и вряд ли вообще США. Потому что там вы сначала заплатите налог на прибыль, а потом еще удержите громадный налог на дивиденды для нерезидента.

Конкретная юрисдикция зависит от формулы вашего бизнеса. Если вы работаете через роялти на интеллектуальную собственность, то хорош Кипр, иногда – Люксембург или Гонконг. Всё зависит от вашего бизнеса, но для стартапов, согласитесь, ситуация новая.

👆 Почему ангелы выбирают дивидендную модель?

Если вы рассчитываете на ангелов, т.е. людей, не связанных регламентами венчурных фондов, вы обнаружите большой интерес. Пять лет назад люди были готовы ждать венчурного счастья. Сегодня – нет. Возможность быстро вернуть деньги и заработать уже на старте выглядит очень привлекательно для ангела. Плюс надежда на exit.

Второй инсайт от осеннего рынка: ангелы ищут проекты, а фонды в каком-то раздрае. Они пыжатся и надувают щеки, но такое впечатление, что у всех жопа. По крайней мере, так выглядит с нашей стороны баррикад. В сухом остатке – инвестировать боятся, ждут тёплых рекомендаций и фаундеров с крутым бэкграундом.

💡 Совет:

⏩ Ищите эдвайзеров на целевых рынках. Для рынка США нужны американские эдвайзеры.

⏩ Лайфхак: американские эдвайзеры обычно и сами кладут небольшой чек, и ещё делают отличные интро.

Два стартапа, с которыми я работаю, так и делали. Да, денег они подняли немного, зато нашли просто офигенных эдвайзеров, благодаря которым наше понимание рынка и контакты сильно улучшились. Думаю, что весной мы доберём раунды.

Я знал, что advisory board полезен, но всё равно удивлён, насколько получилось круто.

🔔 Что не изменилось? Фаундеры.

Кроме пяти стартапов, с которыми я работаю постоянно, ко мне с июля по октябрь обратились ещё порядка 40 проектов. И вот что я вижу:

🔵 Многие упорно питчат свой продукт. Вроде все знают, что главное в подаче проекта – мечта инвестора. Но продолжают продавать продукт.

🔵 Фаундеры все ещё не умеют готовиться к раунду. Уж сколько написано по этому поводу в сети, а у меня в канале так просто учебник разложен, все делают старые ошибки.

🔵 Есть команды из России, которые пытаются поднять деньги в США. Даже трудно это комментировать.

А теперь резюме!

Пессимист: рынок меняется, а фаундеры – нет.

Оптимист: ничего-ничего, ждём весеннего ралли!

Подписывайтесь на Telegram-канал The Edinorog 🦄.

Начать дискуссию