Каким банки видят малый и средний бизнес после пандемии
И какие изменения ожидаются в отношениях между предпринимателями и кредитными организациями.
Две трети корпоративных клиентов банка «Уралсиб» за последние четыре месяца ни разу не посещали офисы, а малый бизнес за 9 месяцев получил столько же банковских гарантий, сколько за весь 2020 год. Что это говорит о банковском секторе страны и каких перемен стоит ждать в ближайшее время — рассказывает Евгений Абузов.
Малый бизнес восстановился от последствий пандемии
В пандемию порядка 20% наших клиентов из малого бизнеса пришли за реструктуризацией кредитов на 180 дней. Когда такое происходит, становится тревожно — начинаешь сомневаться в качестве своего портфеля. Но когда прошли эти 180 дней, мы увидели, что практически все клиенты стали платить — доля просрочек оказалась меньше 0,2%.
Мы увидели, что большое количество клиентов банка избежали негативных долгосрочных последствий пандемии, у них появились новые бизнес-модели, по которым их можно кредитовать. Это позволило нам за 9 месяцев 2021 года увеличить портфель займов малому бизнесу примерно на 70%. Такого темпа роста не было последние лет шесть.
Мы заметили, что предприниматели активно переходят от одного вида деятельности к другому, находят новые ниши, где начинают зарабатывать. Мы считаем, что это одна из причин, по которой бизнес довольно скоро восстановился.
Бизнесу нужно дистанционное обслуживание
Основной запрос корпоративных клиентов сегодня приходится на дистанционные услуги. Например, интернет-банк, мобильный банк (мы запустили его летом 2020 года), кол-центр (его мы перевели на круглосуточное обслуживание летом 2021 года), и мессенджеры.
Об этом запросе говорит и наша статистика продаж. Если раньше прямые продажи имели доминирующее значение — на них приходилось почти 80%, то сейчас их доля снизилась до 25-30%. Две трети активных клиентов банка за последние четыре месяца ни разу не посещали офисы, проводя операции через мобильный или интернет-банк.
Этот тренд точно продолжится: мы больше будем уходить в дистанционный и цифровой форматы. В «Уралсибе», например, 98% бизнес-клиентов пользуются услугами интернет-банка, а мобильным приложением за 5 месяцев его работы — 30%. Мы также отмечаем, что для ИП, у которых нет сотрудников, актуален полный отказ от традиционных отделений и даже интернет-банка — в пользу мобильного. Таким предпринимателям для работы достаточно функциональности приложения.
Бизнес стал чаще обращаться за лизингом
Один из самых быстрорастущих сегментов в банковских услугах — это лизинг. Раньше малые предприятия редко пользовались этой возможностью. Кроме того, значительная часть имущества в этом году подорожала. Например, средняя цена автомобиля с января по август поднялась на 21%.
Лизинг позволяет гораздо большему количеству компаний профинансировать капитальные затраты. Например, в «Уралсибе» число обращений за этой услугой в 2021 году в целом выросло на 20%, а для малого бизнеса — на 40%.
Банки изменили подход к выдаче гарантий
За 9 месяцев этого года мы выдали малому бизнесу такое же количество банковских гарантий, как за весь 2020 год. В основном предприниматели обращаются за услугой, чтобы принять участие в госзакупках или тендерах крупных компаний.
Раньше банки выпускали гарантии только самым крупным клиентам, в которых были максимально уверены. Этому предшествовал довольно глубокий анализ заёмщика. Потом отдельные банки стали предоставлять гарантии малому бизнесу. Здесь решения начали принимать не на анализе каждого отдельного клиента, а скорее на анализе больших массивов данных. Теперь, если у клиента нет крупных просрочек по банковским платежам в течение года, он может получить гарантию в течении одного дня, а чаще — всего за несколько часов.
Предпринимателей начнут кредитовать, как физлиц
В ближайшее время банки будут выдавать займы малому бизнесу по моделям кредитования физлиц. Появляется всё больше продуктов, которые основываются не на индивидуальном анализе, а на скоринге.
В нашей отрасли кредитами для малого бизнеса в среднем пользуются до 5% клиентов. Например, ИП зачастую получают займы как физлица — оформляют потребительский кредит. Часто это происходит на ранних сроках развития своего дела — до полугода, когда банк ещё не готов выдать деньги молодой компании даже под высокий процент. Поэтому логично, что банки адаптируются к этому тренду и приблизят условия кредитов для малого бизнеса к потребительским.