Новая навигация в приложении ВКонтакте: как мы справились с вызовами и дали пользователям то, что они хотят
Навигационное меню в приложении теперь можно настраивать под себя.
Меня зовут Александр Шафер, я работаю ВКонтакте руководителем команды инструментов SMB и расширения. Недавно мы провели редизайн приложения соцсети и полностью переосмыслили нижнее меню. Дали пользователям возможность настраивать его под свои интересы. Было рискованно менять то, что десятки миллионов людей привыкли использовать ежедневно. Мы попробовали и не прогадали. Расскажу, чего мы опасались при обновлении меню, с какими сложностями столкнулись и какие результаты получили.
Каким меню было до обновления
Последние несколько лет в нижнем меню приложения ВКонтакте было пять преднастроенных вкладок. По ним можно было перейти в ленту, в раздел с сервисами, VK Мессенджер, VK Клипы и VK Видео.
Однако востребованных продуктов ВКонтакте гораздо больше, чем пять, и у каждого пользователя свои приоритеты и вкусы. Кому-то нужно в одно касание перейти в плейлист, для других важен быстрый доступ в профиль. Хотелось сделать так, чтобы каждый мог гибко управлять своим онлайн-пространством: дать пользователям полочки, на которых они сами смогут всё разложить, как им удобно.
Но полочки можно сделать по-разному, и не факт, что они понравятся всем и будут понятны. Поэтому перед обновлением мы решили узнать у пользователей, как они взаимодействуют с меню и каких изменений хотят. Для этого мы провели количественные и качественные исследования.
Что показали исследования
Мы выяснили, что люди часто не понимают, зачем им нужен тот или иной сервис в меню и почему он закреплён для них. Они отмечали, что не заходят в некоторые разделы или попадают туда по ошибке. При этом были сотни запросов от пользователей, в которых они просили дать возможность самим устанавливать нужные сервисы в меню. В результате мы наметили основные цели будущего обновления.
- Упростить пользовательские сценарии — люди хотят быстро и очевидным способом получать доступ к нужным им сервисам.
- Сфокусироваться на потребностях — помочь пользователям сконцентрироваться на том, что им интересно.
- Расширить персонализацию — чтобы каждый человек мог настраивать меню под свои потребности.
Впереди нас ждали тысячи идей, сотни макетов и десятки итераций. А главное — A/B-тесты, во время которых мы получали обратную связь от пользователей.
Динамичное меню: каждому свои полочки
Уже на этапе исследований мы поняли, что хотим сделать нижнее меню динамичным: чтобы человек мог сам выбирать, какие сервисы ему всегда нужны под рукой. Перед нами стоял вызов — вырастить лояльность пользователей и не уронить основные метрики. Поэтому решили проверить все возможные варианты динамичного меню.
Для проверки гипотез мы запустили большой эксперимент, в котором участвовали более 17 млн пользователей. Всего у нас было девять тестовых групп и четыре A/B-теста. У каждой из групп были разные конфигурации нижнего меню: у кого-то было четыре раздела, у других — шесть. Где-то мы закрепляли в качестве преднастроенной вкладки профиль или VK Клипы. Эксперимент проходил в несколько этапов.
1. В первой волне A/B-тестов участвовали четыре тестовые группы. Мы посмотрели на итоги и поняли, что нам не хватает ещё парочки групп, с которыми можно было бы сравнить результаты.
2. Для второго этапа A/B-тестов подготовили ещё один сетап, который, как мы надеялись, даст рост метрик. Получили неплохие результаты, но хотелось сделать ещё лучше.
3. Наконец, в третьей волне тестов мы увидели цифры, которые нас устраивали.
Эксперимент показал, что метрики сервисов не только не упали, но даже выросли. Исследования и тесты подтвердили: все мы разные, понятие «удобно» для каждого своё. А навигация не может быть для всех 100 миллионов пользователей одинаковой.
Кастомное меню и алгоритмы
Самой успешной в эксперименте стала конфигурация, когда в нижнем меню шесть вкладок и можно самостоятельно закреплять два элемента. На выбор — семь вариантов:
- профиль,
- VK Видео,
- VK Клипы,
- друзья,
- сообщества,
- VK Музыка,
- игры.
При этом подходе в нижнем меню всегда доступны разделы, которые по итогам исследований оказались самыми востребованными: лента, VK Мессенджер, поиск с рекомендациями и раздел-меню для перехода к другим сервисам.
После обновления активные зрители коротких роликов получили возможность добавить в нижнее меню VK Клипы, а любители общаться — вкладку «Друзья». При этом пользователи не всегда знают, какими сервисами чаще пользуются. Поэтому для удобства мы подключили алгоритмы машинного обучения — они подсказывают, как настроить меню, добавив только необходимое или убрав ненужное.
Искусственный интеллект помогает людям делать выбор. Алгоритмы анализируют, в какие разделы человек постоянно заходит, а в какие — никогда. Они предлагают удалить сервис из меню или добавить его.
Редизайн приложения: другие ключевые изменения
Мы обновили в приложении не только нижнее меню — поработали и над другими элементами интерфейса. Важное обновление произошло в шапке ленты: убрали из неё разделы «Для вас» и «Новости», переместили их во вкладку поиска.
Благодаря обновлению лента стала проще: в ней меньше отвлекающих факторов, которые рассеивают внимание. Сразу после редизайна мы заметили положительные результаты: выросла глубина просмотра ленты.
Кроме того, мы переосмыслили раздел «Сервисы» — теперь он называется «Меню». Обновили дизайн этого раздела, он стал более ярким.
Ещё из удобного: сервисы в разделе «Меню» и в нижнем меню не дублируют друг друга. Если, например, закрепить в нижнем меню VK Музыку, то из раздела «Меню» этот сервис исчезнет.
С какими вызовами столкнулись в разработке
Оценка и планирование сроков
Запуск такого большого обновления, задевающего все компоненты приложения, — задачка со звёздочкой. Необходимо было разобрать всё по косточкам и внимательно подойти к архитектуре решения. Поэтому мы использовали новый подход в планировании, он заключался в приоритизации отдельных задач. Мы разбили запуск по итерациям и детально спланировали каждую из них, предусмотрев все возможные риски и допущения. В итоге полностью уложились в сроки и достигли того, чего хотели на старте.
Изменяющаяся среда
Как бы тщательно наша команда ни подходила к планированию и проработке рисков, приоритеты и внешние обстоятельства постоянно менялись. Дополнительный фактор, который влиял на работу, — большое количество запущенных A/B-тестов. Эксперименты помогли выбрать наилучшее сочетание в нижнем меню, но вместе с этим мы значительно усложнили себе жизнь.
Освоение новых ролей
Для многих ребят в команде редизайн приложения стал боевым крещением. Они попробовали себя в новых ролях и успешно с ними справились.
Первые итоги редизайна
После обновления мы измерили лояльность аудитории и оценили отзывы пользователей. Результаты порадовали: многие поделились, что ждали, когда смогут настраивать нижнее меню в приложении.
Оценить новое нижнее меню смогли уже более 60 миллионов пользователей приложения, более 3 миллионов человек настроили его под себя.
В планах у нас ещё больше обновлений, которые сделают навигацию в приложении и взаимодействие с контентом более интуитивными. Следите за ними в нашем блоге!