Как ВКонтакте создавала трибьют Ахматовой: история проекта, работа со звёздами и авторские права

Привет! Меня зовут Кирилл, и я менеджер по работе с музыкантами в партнёрском маркетинге ВКонтакте. 5 марта мы запустили проект «Я — голос ваш» — трибьют-альбом памяти Анны Ахматовой.

eto ya
eto ya

В записи трибьюта приняли участие десять талантливых исполнительниц: Полина Гагарина, Елена Темникова, Лолита, Тося Чайкина, Женя Любич, ANIKV, polnalyubvi, IOWA, Эрика Лундмоен, а также Ах Астахова.

И сегодня я расскажу о том, как рождаются такие проекты.

Как ВКонтакте создавала трибьют Ахматовой: история проекта, работа со звёздами и авторские права

Как родилась идея

Начнём с лиричных воспоминаний коллег из команды креатива — проект появился благодаря им.

Так всё началось. Было это 8 февраля.

Евгений Терских, креативный директор ВКонтакте
Как ВКонтакте создавала трибьют Ахматовой: история проекта, работа со звёздами и авторские права

Некоторые красивые детали исчезли. Например, мне казалось очень важным, чтобы тайминг альбома был именно 55 минут, это ведь так концептуально. С другой стороны, коллеги из разных отделов тут же кинулись допридумывать мяса. Так появился подарок для партнёров в виде томика Ахматовой с нашим дизайном, концепция лендинга, фотосессия артисток в образах ретро, презентация на «Вечернем Урганте», партнёрство с домом-музеем и ещё вагон клёвых идей.

Евгений Терских, креативный директор ВКонтакте
Лолита в «Вечернем Урганте»

Музыка

Чуть менее лирично, чуть более реалистично — первым делом мы начали думать о музыкантах, которые могли бы принять участие в записи. ВКонтакте начинают свой путь многие прекрасные молодые артисты, и мы хотели обратить внимание на них. А чтобы заинтересовать проектом более широкую аудиторию, мы решили пригласить и крупных звёзд. Идея была в том, чтобы соблюсти баланс между новыми и известными именами.

Мы собирали список, общались с музыкантами, не у всех было время для записи из-за плотных графиков. Некоторые соглашались или отказывались в последний момент. В нашей PR-команде оказалась поклонница Лолиты, которая каждый день напоминала в рабочем чате о своих пристрастиях.

Как ВКонтакте создавала трибьют Ахматовой: история проекта, работа со звёздами и авторские права
На самом деле поклонников было двое! 
На самом деле поклонников было двое! 

В концепции, которая у нас сформировалась, голосом Анны Ахматовой должны были стать именно артистки — разные сами по себе, но объединённые стихами великой поэтессы. Некоторые исполнительницы не смогли принять участие из-за нехватки времени, но идея проекта понравилась всем.

Сначала мы думали, что в записи примут участие только шесть певиц, но после каждой полученной демки мы понимали, что материал очень крутой и останавливаться нельзя. Артистки выбирали все стихи самостоятельно. Кто-то скажет, что это было рискованно, но предоставить творческим людям свободу выбора — всегда отличное решение.

Тося Чайкина написала трек всего за сутки. А Женя Любич за сутки написала три — и два из них планирует выпустить вне проекта.

Это очень интересный проект, новый опыт: окунуться через поэзию Анны Ахматовой в Серебряный век и отразить его в настоящем—через призму каждой женщины в этом сборнике.

Думаю, что это важно. За тоннами информации сейчас мы склонны забывать про культуру и историю наших предков, которая может вдохновить каждого.

Тося Чайкина

Очень переживали из-за ANIKV, которая заболела за неделю до релиза и могла не успеть записать трек. Но всё обошлось, тест на коронавирус отрицательный, а её трек первым залетел в чарт ВКонтакте.

Этот проект — ещё один повод, причина, напоминание открыть любой из сборников Анны Ахматовой и почитать её стихи. Уверена, среди слушателей и зрителей будут те, кто только познакомится с её творчеством. Это для меня стало мотивом.

Полина Гагарина

Участницы проекта записывали песни в своих студиях и присылали нам итоговые версии. А уже на нашей стороне мы сводили их в полноценный альбом.

За кадром

На музыке дело не заканчивается — у проекта должен быть визуальный образ и стиль. Наша команда продакшена готовила обложку альбома, разрабатывала стиль лендинга и всех сопутствующих материалов. Параллельно мы готовили референсы к фотосессиям для артисток. В основном вдохновлялись изображениями Ахматовой, её образом — светлым, чётким, немного ретро. Поэтому визуал и вышел лиричным, изящным — везде был дух Ахматовой.

Бэкстейдж

Здесь дам слово Артёму, который расскажет про историю визуала.

Когда мы выбирали визуальный имидж, в популярном паблике для фотографов и моделей наткнулись на фотографии Ксении Засецкой. Её работы покорили нас с первого взгляда. Уникальный стиль Ксении идеально подходил для воплощения нашей идеи.

Ещё нужно было придумать обложку альбома и оформить ВКонтакте страницу проекта. Для этого мы вдохновлялись книжными обложками середины прошлого века.

Иллюстрацию для альбома рисовала художница Саша Харитонова из программы VK Talents. В основу лёг известный снимок Николая Пунина, датированный 1925 годом.

Артём Олещенко, дизайнер-технолог ВКонтакте
Иллюстрация Саши Харитоновой
Иллюстрация Саши Харитоновой

Дальше дело оставалось за малым: нашли шрифт, стилизованный под классику, но с современным характером, подобрали сдержанную цветовую гамму и сдобрили нестандартной журнальной вёрсткой.

Минимализм, аккуратная типографика и выразительный контент — всё как мы любим ВКонтакте! Даже наш фирменный синий цвет пришёлся как нельзя кстати.

Артём Олещенко, дизайнер-технолог ВКонтакте

В кадре

Мы провели три фотосессии в двух городах с фотографом Ксюшей Засецкой и съёмочной группой во главе с режиссёром Стасом Ахуновым. Логистика — это всегда самое трудозатратное в таких историях. Плотный график Лолиты, гастроли у Ах Астаховой, подготовка сразу к двум сольным концертам у Полины Гагариной. Однако все артистки смогли выделить для нас время, за что им огромное спасибо.

В Петербурге между съёмками polnalyubvi и IOWA у нас было всего полтора часа, но мы с операторами успели кабанчиками метнуться в Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, чтобы снять интерьеры для видео. Заодно нам провели небольшую экскурсию: )

Нужно сказать, что команду операторов мы нашли только в воскресенье вечером в Москве, а уже утром они были на съёмках в Петербурге.

Права

Кажется, что это самая скучная часть, но юристы — это тоже рок-звёзды. Чтобы переработать произведение, нужно найти владельцев авторских прав и договориться с ними об отчислениях. Очистка прав — стандартная юридическая процедура, про которую нельзя забывать.

ВКонтакте — не музыкальный лейбл, и мы не выпускаем музыкальные произведения самостоятельно. Поэтому мы привлекли наших друзей — лейбл «Первое Музыкальное», которые выпустили альбом и взяли на себя очистку прав. Они связались с родственниками Ахматовой — их интересы в России представляет агентство ФТМ — и договорились о роялти.

А правами на снимок Пунина владеет его внучка, искусствовед Анна Генриховна Каминская. С ней мы связались через её сына и получили ответ, что возражений и пожеланий о примечании нет.

Бонус-трек

Всю информацию о проекте мы собрали на специальной странице vk.com/ahmatova.

Как ВКонтакте создавала трибьют Ахматовой: история проекта, работа со звёздами и авторские права

Вечером в день премьеры провели эфир в Clubhouse с музыкальными критиками и участницами записи, где обсудили и альбом, и значимость творчества Ахматовой в современном мире.

Поддержали проект наружной рекламой, а участницам записи и партнёрам отправили книги стихотворений Анны Ахматовой с QR-кодом, который вёл на прослушивание альбома.

Над проектом работали:

Константин Сидорков
Кирилл Старунов
Виолетта Силенина
Артём Олещенко
Евгений Терских
Александра Бостан
Виктория Борисенко
Светлана Черненкова
Вера Горбуленко
Александр Попов
Ирина Русакова
Катерина Хольш

58
36 комментариев