«Не следует все усилия направлять на технологичность решения»: как хорошо показать себя на хакатоне
Привет! Меня зовут Илья Сазонов, я руководитель backend-разработки в сервисе рассрочек Всегда.Да и технический эксперт конкурса «Цифровой прорыв», хакатона по финтеху. В этой статье хочу поделиться советами и лайфхаками для тех, кто готовится впервые попробовать себя на хакатоне – «Цифровом прорыве» или любом другом.
Немного обо мне. Большую часть своей карьеры занимаюсь backend-разработкой, также есть опыт в патентных исследованиях и геймдеве. На «Цифровом прорыве» я консультировал несколько команд – 4 из 5 вошли в первую 10-ку, а одна – в тройку победителей. До этого участвовал в нескольких хакатонах как программист.
Пишу советы по горячим следам работы с технологическим кейсом, но часть из них может быть полезна и для управленческих кейсов.
Перед хакатоном: как подготовиться
Как известно, любое мероприятие начинается с подготовки. В случае с хакатоном это касается не только организаторов, но и участников.
Сформируйте кросс-функциональную команду
Хакатон – штука изнурительная, и кто-то может банально не вынести перегрузки и не успеть закончить свою часть. Это критично, если у вас есть только один человек для разработки, например, фронта. Или бэка. С точки зрения жюри незаконченный продукт мало отличается от продукта, для которого есть только презентация.
Больше шансов на победу получает кросс-функциональная команда, в которой все – фулстек, или могут дублировать функции друг друга. Предварительно посмотрите, сколько человек допустимо иметь в команде – условия могут разниться.
Заранее сработайтесь
На хакатоне у вас есть в среднем 48 часов для достижения цели. Обидно будет потратить несколько из них просто для того, чтобы сработаться. Это достаточно стрессовое соревнование: важно, чтобы перед началом все уже знали друг друга и имели опыт совместной работы.
Проведите репетиции. Запланируйте несколько встреч или Zoom-ов, чтобы вместе покодить или порешать кейсы из прошлых/похожих хакатонов.
Выберите, кто будет презентовать результаты
Жюри выставляет оценки на основе презентации. У команд есть всего несколько минут, чтобы продемонстрировать результаты своего труда и ответить на вопросы. Не каждый сможет сделать это хорошо после пары бессонных ночей, поэтому заранее выберите человека, который проведет презентацию. Как минимум, он должен быть одним из тех, кто поспит в ночь перед защитой:)
От выступления зависит успех всей команды. Речь должна быть хорошо структурирована, а глаза – гореть и заражать идеями жюри.
Во время хакатона: как успешно выступить
Вы познакомились, подготовились, получили детальное описание своего кейса, и вот – объявлен старт хакатона.
Уточните детали, прежде чем приступить к поиску решения
Важно не только прочитать готовые описания, но и получить как можно больше информации от экспертов (специалистов отрасли, которые сопровождают вас на протяжении конкурса). Не стесняйтесь задавать вопросы и кейсодержателям, они тоже работают в качестве экспертов. Цель: узнать, что требуется показать жюри в качестве результата.
Пример из практики (реальная задача на конкурсе «Цифровой прорыв»). Участникам предлагается разработать геймификацию для колл-центра, позволяющую выполнять основные функции в форме игры: c рейтингами, челленджами, виртуальной валютой и магазином подарков.
В колл-центре только около 10% сотрудников проводят время за звонками, а большинство работают с документами. Выяснив это, некоторые команды собираются делать геймифицированную систему обработки документов. В процессе уточнений оказывается, что сама система уже есть и отлично работает – нужно сделать только часть с геймификацией. При этом существующую систему можно использовать как источник данных.
Проговорив это перед стартом, команды сразу начали создавать верное решение, не тратя время на разработку ненужной части. В ином случае они могли бы получить продукт, который не решает задачу кейса.
Просите экспертов об обратной связи
Эксперты обязательно будут делиться полезной информацией: скажут, на что обратить внимание, помогут разобраться с формальностями, напомнят, что вот сейчас надо прикрепить презентацию в личный кабинет, а через 10 часов там уже должна быть ссылка на репозиторий с кодом.
Но, кроме этого, эксперт – это источник обратной связи по вашему решению. На хакатоне команда проходит через чек-поинты, во время которых показывает промежуточные результаты и делится планами на ближайшие несколько часов. Используйте чек-поинты для сбора обратной связи – это поможет понять, на верном ли вы пути, и в итоге даже прийти к победе. Что, если ваша киллер фича не может быть применена в продукте по каким-либо причинам? Об этом лучше узнать в процессе, а не при объявлении результатов.
Мыслите проблемами бизнеса, а не техническими решениями
Мне как техническому эксперту трудно такое произнести, но программисту на хакатоне не следует все усилия направлять на технологичность решения. Оно должно решать проблему бизнеса, пусть даже с техническими несовершенствами. В ином случае на победу почти не остается шансов, даже если код идеален.
Пример из практики – вернемся к кейсу о геймификации колл-центра. Некоторые команды делали упор на гибкость решения: говорили, в него можно «вкрутить» любые фичи геймификации, которые придумают аналитики. Гибкость – это хорошо, но кейсодержатель хотел получить идеи, как применить геймификацию для увеличения продуктивности операторов и снижения стресса от однообразной работы.
Тут подошло бы иное позиционирование с акцентом на бизнес-цели, а не техническую часть: «вот несколько фич, вот как они решат ваши проблемы; а если какую-то из фич нужно чуть-чуть поправить – система очень гибкая, это делается в два счёта».
Понятно и емко объясните киллер фичу
Одна из самых важных задач на хакатоне – объяснить бизнесу, как именно ваше решение поможет устранить его проблему. В случае с геймификацией – все делают геймификацию, это тема кейса. И нет особого смысла объяснять, как она решает проблемы – это будут делать все команды.
У жюри есть несколько минут, чтобы поставить оценки, поэтому о киллер фичах нужно рассказать понятно и емко. Если для оценки решения надо подумать, с большой вероятностью оно не получит высокий балл.
Например, если вы считаете, что ваша система хорошо выглядит, и поэтому с ней операторам будет приятнее работать – так и скажите. Киношное правило «показывай, а не рассказывай» тут не работает, времени мало.
Не поддавайтесь стрессу и усталости
Банальный, но важный совет. Даже участники с хорошими продуктами после бессонной ночи склонны их недооценивать.
На прошедшем хакатоне я заметил, что одна из команд через какое-то время начала скептически относиться к своим возможностям – скорее всего, от усталости, давления или по другим причинам. На самом деле ребята все делали хорошо, и моя задача как эксперта была дать объективный взгляд со стороны. Команда, кстати, в итоге вошла в десятку лучших.
После хакатона: что это было и зачем?
После хакатона в первую очередь нужно выспаться. Потом собраться и обсудить, как он прошел. Что получилось хорошо, что не очень. И что поменять, чтобы следующий хакатон прошел лучше, чем прошлый. Вы ведь собираетесь участвовать в следующих хакатонах, правда?:)
Если вы выиграли – поздравляем! Если нет, то результаты не стоит списывать со счетов.
Если считаете продукт хорошим, доработайте и предложите решение компаниям, занимающимся аналогичными кейсами;
- Если вы опытная команда, и за вами стоит какая-то организация – это может положить начало длительному контракту;
- Если опыта у вас немного, или вы коллектив студентов, хакатон может стать отличной площадкой для старта карьеры.