Какой хотят видеть кредитку клиенты
Собрали тренды 2022 года, чтобы соответствовать им в 2023.
К началу 2023 года исследователи и эксперты уже успели изучить тарифы 24 российских банков, которые предлагают 209 вариантов кредитных карт, то есть 97,4% рынка. Собрали основные тренды и перевели их с «финансового» на человеческий.
Беспроцентный период — длинный и понятный
Главной характеристикой при выборе кредитной карты в 2022 году стал грейс-период — время, когда пользоваться средствами банка можно без процентов или по сниженной ставке.
В первую очередь клиент смотрит на продолжительность грейс-периода, во вторую — на понятные правила его использования. Описания микроскопическим кеглем внизу кредитного договора больше никто не терпит — на рынке ценят честность и открытость.
На клиентский запрос активно реагируют банки. По данным экспертов, если средняя продолжительность беспроцентного периода в 2021 году составляла 91 день, то в 2022 году подросла до 111 дней.
Новый стандарт грейс-периода — от 120 дней.
Сроки грейса, как и способ его расчёта, меняются в зависимости от банка. Например, началом льготного периода может быть и начало месяца, и дата первой покупки по карте.
Банки продолжают зарабатывать на процентах, и делают это даже несмотря на прозрачность предложений. Обычно это связано с тем, что клиенты переоценивают силы и тратят столько, сколько не могут вернуть. Теория подтверждается сухими цифрами: в 2022 году 65% клиентов были уверены, что уложатся в грейс-период, но, по данным банков, только 10% владельцев кредитных карт укладываются в срок, ещё 20% платят вовремя почти всегда. По данным ВТБ, в льготный период не укладываются только 28% пользователей.
Банки чаще предлагают бесплатные кредитки
Кредитные карты можно поделить на три типа:
- безусловно бесплатные — за их обслуживание и выпуск не надо платить ни при каких условиях;
- условно бесплатные — для бесплатного обслуживания надо следовать правилам банка, например, совершать ежемесячные покупки на определенную сумму;
- платные — банк берёт комиссию по умолчанию.
Бесплатные кредитки будут становиться всё популярнее: клиенты к ним уже привыкли.
В 2022 году их предлагали оформить 65,6% банков, хотя ещё годом ранее — всего 26,5%. Так банки откликаются на запрос клиентов. Для них бесплатность входит в топ-3 приоритетов при выборе карты — выше только грейс-период.
Платные карты составляют всего 12,6% рынка, и, по мнению банковских аналитиков, вскоре могут исчезнуть.
Клиенты хотят иметь возможность снять наличку, даже если не собираются этого делать
Банки всё чаще предлагают клиентам опцию снятия наличных без процентов. Обычно — с ограниченным периодом: например, неделей или месяцем. Некоторые организации повышают процент за снятие средств в банкоматах конкурентов, хотя для дебетовых карт это скорее характерно.
Несмотря на растущее предложение, клиенты не спешат с выводом кэша. В 2021 году деньги с кредиток снимали 36% клиентов, в 2022 году — только 30%. Процент снятия к обороту по карте тоже уменьшился с 11% до 8%.
Ходить в офис за кредиткой никто не хочет
Банки исключают из процесса посещение офиса как минимум на этапе одобрения карты — явка в офис со справкой 2-НДФЛ осталась в прошлом.
Полностью дистанционное оформление карты предлагают уже 68,2% банков. Стандартная процедура выглядит так:
- заявка на сайте;
- одобрение;
- получение карты и подписание договора — их привозит курьер;
- активация карты через приложение или колл-центр.
Худшие, по мнению экспертов, практики на рынке включают запрос дополнительных документов и посещение офиса банка даже во второй раз — до получения кредитки. Эксперты связывают такую практику с нестабильной экономической ситуацией и желанием перепроверить клиента.
Полностью отказываться от офисов банки пока не готовы, потому что некоторые, особенно возрастные, клиенты к этому не готовы.
По кредиткам становится удобно платить в рассрочку
В 2022 году банки начали активно предлагать кредитки с возможностью рассрочки. Концепция «покупай сейчас — плати потом» будет становиться всё популярнее, прогнозируют эксперты: банки будут предоставлять рассрочку по кредиткам чаще. Целевая аудитория таких предложений — до 30% экономически-активного населения.
Впервые картами с рассрочками начали пользоваться около 50 лет назад в Латинской Америке, сегодня ими наиболее активно пользуются в Аргентине, Бразилии, Израиле, Турции. Первая карта с рассрочкой появилась на российском рынке в 2016 году.
Сначала клиенты банков с недоверием относились к предложению оформить рассрочку по кредитке, но в 2022 году такая услуга прочно закрепилась на рынке. Так как по рассрочке задолженность гасится ежемесячно равными долями и только на сумму покупки, такая карта подходит дисциплинированным клиентам.
Уже в 2021 году российский рынок кредиток с возможностью заплатить за покупку частями оценивался в $125 млрд, а в 2022 году — в $180 млрд. Эксперты ожидают, что к 2030 году объём вырастет до $3268 млрд.
По мнению аналитиков ВТБ, в 2023 году простые кредитные карты будут частично замещаться программами банковской рассрочки — сегмент продолжит расти. Клиенты, которые пользуются нашей «Картой возможностей», уже могут оформлять по ней беспроцентную рассрочку, выбирать комфортный размер платежа и срок погашения долга.
На всю зиму уехал на Бали кататься на серфинге. В ВТБ небольшая ипотека, которую хочется контролировать - досрочно гасить, смотреть, что просрочек нет, да и никто не отменял всякие покупки родителям в России и оплату ЖКХ. Из-за санкций банк убрал приложение из PlayStore, выпустив его в Rustore. Я, последние 5 лет минимум, заходил в приложение по отпечатку и логин забыл, он у меня где-то дома, на пыльной полке. Я хотел восстановить свой доступ в приложение и пытался хоть как-то достучаться до банка. Что сделал банк для своих клиентов в условиях санкций и как он им помогает, когда они за рубежом: по телефону из-за рубежа им не дозвониться (после бота звонок прерывается постоянно); после жалобы на banki.ru они провели проверку и сказали, что я не звонил; на обращение по почте им плевать; родителям с доверкой в офисе тоже отказали; на их сайт из-за рубежа не зайти без российского VPN. В итоге пароль восстановил отправив СИМ-ку в Россию, в России два телефона положили рядом и включили громкую связь. Один с моей СИМ звонил в ВТБ, другой звонил мне на Бали и так я разговаривал с оператором.
Подумайте 100 раз прежде, чем связываться с этим банком. Они видимо могут только Костину помогать, скамейки в Нью-Йорке оплачивать, а холопы могут и без денег обойтись.
Из-за санкций банк убрал приложение из PlayStore🤦♂️
Ооо, как же я вас понимаю.
У меня так МТС продал мой "неактивный" номер другому клиенту :)
К номеру был привязан ВТБ и соответственно после того как их выпнули из PlayStore пришлось переустанавливать приложение. Логин есть, пароль есть, но код подтверждения приходит только на телефон.
Вначале звонил на горячую линию из-за границы, но осенью банк решил заблокировать звонки с номеров телефонов абонентов которые не являются их клиентами! А че бы нет? Удобно же: нет претензий - нет проблем. Оформил генеральную доверенность (ту самую где написано что можно снять все деньги со счета), добавил туда пункт о разрешении на смену номера, но банк просто послал нахер. Сказали в доверенности должен быть указан конкретный номер телефона оформленный на меня. Давно вы пробовали оформить российский номер из-за границы? А с учетом того что операторы тоже посылают нахер по доверенности? А с учтом того что для этого надо 2 раза оформлять доверенность? Я уж не говорю что пересылка доверенности отдельный challenge, когда закрыто почтовое сообщение с Россией.
В итоге, куча проебанных денег и полгода (полгода! Карл!) на восстановление доступа.
Отличный сервис, ВТБ.
Есть же VoWiFi, ну кроме tele2
Самая выгодная кредитка это та, которой у тебя нет. И следить за периодами не надо, и проценты платить тоже :)
Можно положить деньги на 120 дней на депозит и пользоваться не своими деньгами... кредитки выгодны и тем, кому они не нужны.
О, знаете какую кредитку по-настоящему хотят видеть клиенты? Настоящую, рабочую мастеркард или визу. А все эти грейспериоды 120 дней вместо 100...