Зачем бизнесу делать ставку на логиста?
Долгое время логистика незаслуженно оставалась в тени других бизнес-процессов. Все изменила пандемия, которая привела к смене покупательских предпочтений, сделав доставку одним из важнейших конкурентных преимуществ. Но если курьерам уже успели поставить памятник, то о логистах незаслуженно забыли.
Мы в логистической платформе Яндекс Маршрутизация решили исправить ситуацию. В нашем блоге мы будем рассказывать о трансформации логистики, о ее месте в общих процессах компании и влиянии на показатели бизнеса.
Мы решили начать с ответа на первостепенный вопрос — «Зачем бизнесу нужно тратить деньги на логиста»?
1.«Хьюстон, у нас доставка!» Как логист становится диспетчером космического центра
Задача «доставить клиенту заказ в срок» на первый взгляд кажется понятной и не очень сложной. Нужно всего лишь оправдать ожидания покупателя, в целости и сохранности доставить товар в указанное время, учесть все договоренности и умудриться сэкономить на курьерах и топливе.
Однако, на практике такая задача оказывается куда сложнее. Реальность диктует множество ограничений — несовместимые заказы, которые нельзя грузить вместе; учет веса и габаритов заказов и машин; специальные зоны обслуживания; штрафы за опоздания. А из-за узких двухчасовых интервалов доставки возникают ситуации, когда на одном и том же адресе два клиента ждут заказ в разные промежутки времени: один с 9 до 11, а другой с 13 до 15 - значит курьеру придется ездить дважды.
Попытки решить ее вручную, даже при небольшом количестве заказов, так или иначе приведут к клиентскому негативу. Все потому, что человеческий мозг не способен учесть все тонкости и детали — к примеру, транспортные ограничения в центре города и разное время движения на соседних участках дороги.
Логист справится с этой задачей за 15 минут, потому что в его подчинении находятся разные программы и алгоритмы, которые позволяют решать сложные задачи и справляться с огромными массивами информации. Это делает логистов все больше похожими на диспетчеров центра управления полетами, контролирующих сложные операции.
2. Логист помогает победить конкурентов. И это не шутка
Пандемия и ограничения на оффлайн-шоппинг привели к тому, что все больше пользователей предпочитают совершать покупки из дома. Это, и усиливающаяся конкуренция, делают доставку едва ли не главным преимуществом сегодняшнего ритейлера. От того каким образом и как клиент получит свой заказ зависит то, станет ли он постоянным покупателем или уйдет на поиски лучших условий.
В результате бизнес дает покупателям больше обещаний — расширяет временное окно для приема заказа (закажи до 23:59 и получи заказ утром), сокращает временные интервалов получения заказа и внедряет быструю доставку, вплоть до 15 минут.
Каждый новый способ доставки имеет свою специфику и ставит перед логистом разные задачи. Например, если речь идет о стандартной для многих компаний доставке на следующий день, то задача состоит в том, чтобы построить максимально плотные, но выполнимые маршруты — это позволит сделать доставку дешевле.
Если же бизнес обещает экспресс-доставку в течение часа или быстрее, то задача кардинально меняется. Экспресс-доставка предполагает наличие центров формирования заказов, которые обслуживают небольшие географические зоны. Здесь важно правильно рассчитать количество курьеров, маршруты которых будут состоять всего из двух-трех заказов. Это совсем другая логистическая инфраструктура, которую нужно учитывать при расчете необходимых ресурсов.
Сочетание нескольких видов доставки в рамках одного бизнеса становится еще более сложной задачей, так как требует комбинации разных ресурсов. Но и она может быть решена профессиональным логистом, который грамотно наладит работу каждого вида доставки.
3. Логист контролирует работу подрядчиков и исполнителей
Зачастую, когда компании сталкиваются с задачами по масштабированию бизнеса, они вынуждены прибегать к услугам специализированных игроков на рынке доставки. Это могут быть сети постаматов и пунктов выдачи заказов, или федеральные компании, которые обеспечивают доставку в регионы.
При использовании сторонних или своих ресурсов, на первый план выходит вопрос контроля и прозрачности. Логист задействован во всех коммуникациях — начиная от разработки схемы мотивации курьеров и заканчивая выбором оптимальной стратегии взаимодействия с курьерской службой.
При работе с внутренними курьерами логист сможет полностью отслеживать их передвижения и маршруты. К примеру, на одной из улиц возник непредвиденный затор и курьер опаздывает к одному из клиентов. Логист, видя это в режиме реального времени, может передать информацию в контактный центр, где оперативно свяжутся с покупателем, чтобы предупредить его о задержке и снизить градус его недовольства.
Сотрудничая с внешними подрядчиками, многие компании сталкиваются с трудностями в коммуникациях.. Так, о срыве двух поставок и трех опозданиях — то есть о пяти недовольных клиентах, собственник может узнать от подрядчика только на следующий день. При этом найти виновного в этих ситуациях будет непросто. Логист поможет выстроить прозрачную работу — внедрить специальные системы мониторинга, которые будут отслеживать причины задержек и простоев. Это поможет в решении спорных ситуаций и выстраивании отношений с подрядчиками.
4. Логист сокращает расходы и увеличивает выручку
Одной из приоритетных задач логиста является прямое воздействие на доходность бизнеса: сокращение издержек и увеличение продаж. Как он влияет на эти процессы?
Логист может сократить издержки с помощью оптимизации использования транспорта, либо за счет правильной комбинации своих и наемных ресурсов. Вне зависимости от используемой схемы доставки ему всегда нужно находить баланс между клиентским сервисом и используемыми ресурсами.
Дя того, чтобы помочь компании больше заработать, логист может расширить временное окно для приема заказов. К примеру, раньше компания принимала заказы на завтра до 21-00, а после оптимизации логистом принимает их до 23-30. Дополнительные два с половиной часа дают бизнесу возможность принять заказы от большего числа клиентов, что приводит к росту выручки.
Поэтому, правильно построенная логистика — это платформа для масштабирования бизнеса. Чем раньше в компаниях поймут, что логистика давно вышла за пределы своих базовых задач, тем быстрее они смогут прийти к кратному росту без критических логистических затрат.