За сколько окупится автоматическая маршрутизация для небольшого бизнеса со своей доставкой?
Если коротко, то при небольших объемах доставки внедрение Яндекс.Маршрутизации окупится за два-три месяца.
Как мы получили такие сроки окупаемости? Подробно рассказываем и показываем в этом материале.
Задачи
Многие владельцы небольших предприятий считают, что системы автоматического построения маршрутов - это прерогатива крупных корпораций с тысячами заказов и сотнями курьеров в день. На практике Яндекс.Маршрутизацией пользуются сотни малых и средних предприятий, которые работают с 50-100 заказами на доставку в день, которые обрабатывает три-пять курьеров. Какие задачи они решают с помощью системы автоматического планирования маршрутов?
В первую очередь, это задача по изменению процесса планирования маршрутов. Очень часто маршруты планируются менеджерами клиентского отдела, которые тратят на эту непрофильную для себя задачу несколько часов в день. Бывает, что и самому собственнику приходится планировать маршруты — в обоих случаях ни о какой эффективной доставке не может быть и речи.
Иногда маршруты не строятся совсем. Например, собственник думает - зачем тратить деньги и время на построение маршрутов, если можно распечатать список заказов и отдать его курьерам? Пусть сами с ним и разбираются. В таком случае маршрут составляет сам курьер - часто утром, часто неправильно. В результате, о факте многочисленных недоставок или опозданий к важным клиентам компания узнает уже после окончания смены курьера.
В какой-то момент владелец компании замечает, что зарплата у курьеров примерно одинаковая, а работают они по-разному - кто-то успевает сделать вдвое больше, чем другой. Добавим к этому клиентов, которые жалуются на отсутствие сервиса и не хотят совершать повторный заказ. Вот тогда компания и задумывается о том, чтобы оптимизировать процесс построения маршрутов.
Экономика внедрения
Итак, компания решила внедрить систему маршрутизации, которая состоит из двух сервисов: автоматического планирования маршрутов и мониторинга их выполнения. Эти сервисы могут работать как вместе, так и по отдельности. Например, кто-то подключает только планирование, а кто-то - мониторинг.
Для нашего примера возьмем для расчета компанию с пятью курьерами, которая подключает сразу оба сервиса Яндекс.Маршрутизации. Стоимость за год использования составит 136 323 рублей при единовременной оплате за год (калькулятор и другие тарифы - https://yandex.ru/routing/pricing).
Сколько займет процесс внедрения? Для этого достаточно только научиться выгружать данные о заказах и подобрать те параметры планирования, которые подходят для вашей компании. Если вы используете 1С и у вас есть 1С-программист, то процесс внедрения займет одну-две недели.
Это значит, что примерно через неделю после этого вы можете давать вашим водителям готовые маршруты. Они скачают приложение Яндекс.Курьер, с помощью которого будут выполнять маршруты. Как только курьер зайдет в приложение, он отобразится на специальном дашборде логиста - там будут видны его перемещения в течение дня.
Вы удивитесь, но скорее всего, автоматическое планирование будет выдавать курьерам маршруты с большим количеством заказов, чем до этого. И вы удивитесь вдвойне, когда окажется, что эти маршруты действительно можно выполнить. В этом и есть магия хорошей системы маршрутизации.
В результате окажется, что текущий объем заказов можно выполнять и силами трех-четырех машин - пятая теперь окажется невостребованной. На примере наших клиентов: если раньше один водитель доставлял 15 заказов, то теперь он станет доставлять 22.
Если вы нанимали машины с рынка, то вы просто перестаете нанимать пятую машину. В целом, стоимость одного дня работы небольшого коммерческого автомобиля варьируется от четырех до шести тысяч рублей. Для наших расчетов мы возьмем среднее значение - 5 000 рублей в день. За рабочий месяц на одной машине компания экономит от 100 до 150 тысяч рублей. Получается, что один-два месяца уже окупает годовое использование Яндекс.Маршрутизации.
Если ваши водители устроены в штате, то их средняя зарплата со всеми налогами составляет 50-70 тысяч рублей. За счет экономии одной машины/курьера вы окупите маршрутизацию за два месяца. А если получится сэкономить еще одну машину, то за один месяц.
Так или иначе, речь идет об инвестициях в бизнес, которые принесут эффект уже в ближайшее время. Помимо прямой экономии автоматизация может дать и много других позитивных эффектов. Всех их можно описать одной фразой: ваша доставка станет управляемым процессом.
Вот увидите, вам понравится. А еще в Яндекс.Маршрутизации бесплатный триальный период - 14 дней. Вы сами можете попробовать, а мы поможем все настроить.