Well-being команды как маркер хорошего руководителя
Кажется, мы никогда не видели столько непредсказуемых перемен на единицу времени, как сегодня. Ситуация неопределенности затрагивает в людях разные эмоциональные состояния — от интереса и любопытства до страха и тревоги. Она может вызывать разнонаправленные тенденции: с одной стороны, поиск решения совершенно новых задач, с другой, необходимость в дополнительных личностных, когнитивных и поведенческих ресурсах. В такие моменты на менеджеров всех уровней ложится особая нагрузка: они рискуют столкнуться с апатией и потерей мотивации сотрудников, привычные подходы к управлению процессами могут перестать работать. При этом собственные переживания лидеров команд никто не отменял.
Чтобы помочь руководителям создавать комфортную атмосферу в коллективе, МТС и сервис психологической поддержки «Ясно» провели серию вебинаров. Рассказываем, как это было.
Опора и доверие
Хороший руководитель знает: напряжение и стресс, которые несет с собой неопределенность, — почти гарантированное снижение продуктивности команды. Трудно сосредоточиться на работе, когда мысленно ты совсем в другом месте, а от эмоций штормит. Чтобы не выплескивать собственные переживания на коллег, а, наоборот, создавать доверительную, безопасную среду для работы, менеджеры сами должны быть в стабильном психологическом состоянии, что не всегда легко, учитывая дополнительную ответственность в неспокойные времена. Именно поэтому с эмоциональным состоянием руководителей можно и нужно работать на уровне компании — ведь чем стабильнее их состояние, тем легче им поддерживать сотрудников.
Существует мнение, что после начала пандемии среди работников крупных компаний психотерапия заняла второе место в соцпакете после ДМС. Она перестала восприниматься как стигматизирующее явление, теперь общение с психологом — просто способ восстановления внутреннего баланса, как спорт или прогулка в парке. С точки зрения бизнеса, психологическая поддержка — это разумная мера для сохранения команд в здоровом и эффективном состоянии. Зная потребности персонала, МТС дополнила работу штатного психолога партнерствами с сервисами онлайн-психотерапии.
В компании нет практики оценивать состояние сотрудников, чтобы отправить к психологу. В МТС развивается культура Well-being: все больше руководителей погружаются в тему общего благополучия, удовлетворенности коллектива и учатся определять, насколько у подчиненных повышен уровень стресса, насколько стабильно их эмоциональное состояние. Сами сотрудники тоже все больше становятся в теме того, какие возможности дает онлайн-терапия. По их отклику стало понятно, что опыт позитивный, но в 2022 году нужна дополнительная поддержка.
Поэтому было решено провести специальный цикл вебинаров для руководителей. Совместно с сервисом «Ясно» был разработан пакет тем, а спикеров, психотерапевтов сервиса — Алексея Покотилова и Полину Благодарову, — заранее погрузили в контекст и особенности корпоративной культуры МТС. Менеджеров обычно трудно собрать на очный тренинг, поэтому, помимо онлайн-трансляции на внутренней платформе, вебинар был доступен в записи.
Темы выбирались исходя из актуальных в текущей ситуации проблем:
- Как обходиться с эмоциями сотрудников
На стресс люди реагируют по разному: кто-то бурно, а кто-то замирает на внешнем уровне. В такие моменты нужно уметь распознавать эмоции и правильно на них реагировать, чтобы регулировать рабочий настрой команды.
- Как адаптировать к изменениям себя и команду
Страхи, сомнения, сопротивления — постоянные спутники перемен, под их грузом общение между коллегами может стать напряженным и даже болезненным. Здесь помогут персональные и коммуникативные техники адаптации, to-do-листы и фреймворки для собственной рефлексии и обсуждения в команде.
- Страх делегирования как проблема собственной ценности
Неготовность делиться ответственностью — распространенное явление среди руководителей, которое в неспокойные времена проявляется ярче. Может показаться неочевидным, но за страхом делегирования часто стоит низкая самооценка и неуверенность в себе: «Если я передам дела, меня перестанут замечать». Цель этого вебинара — помочь заглянуть внутрь себя, признать и назвать свои страхи, чтобы преодолеть их и двигаться дальше.
- Счастливый сотрудник: как он выглядит?
Когда человек чувствует себя на своем месте, он работает с большей отдачей. Этот вебинар посвящен определению понятия «счастливый сотрудник», факторам счастья на рабочем месте и формированию навыка эмоционального вовлечения команды в работу.
Умение грамотно взаимодействовать с эмоциями людей в разных рабочих ситуациях — обязательный скилл хорошего лидера, поскольку от него напрямую зависит психологический климат в команде. Кроме того, мы много работаем над формированием культуры обратной связи, это помогает сделает взаимодействие комфортным для всех сторон рабочего процесса.
Первые результаты
1. Изменения в психологическом состоянии коллектива сложно измерить на короткой дистанции, тем более что у разных людей эти изменения идут с разной скоростью. Да и формат вебинаров не предполагает погружения в глубокие личностные проблемы, такие как детско-родительские отношения, травматический опыт и т.п. Но такие встречи дают возможность обнаружить, что в своих переживаниях ты не одинок. Появляются силы выстраивать диалог с командами, предлагать помощь и заботу.
Наша задача – создать условия, в которых люди могут получить помощь и поддержку. Остальное зависит от каждого конкретного случая и человека. Мы хотели обратить внимание на такую важную тему, как психологическое благополучие команды, и дать ориентиры, инструменты и лайфхаки руководителям.
По собственному опыту слушателя, вопросам в чате и отзывам могу сделать вывод, что в моменте стало спокойнее от того, что мы объединились, обсудили волнующие проблемы и получили рекомендации по выстраиванию диалога с командой. Тот факт, что мы собирали больше 100 руководителей на полуторачасовые вебинары подтверждает, что потребность и заинтересованность была достаточно высокой. Особенно значимо, что после первого вебинара доверие к спикерам и теме не угасло.
2. Мы обнаружили, что менеджеры не воспринимают обучение как развлечение или досадную необходимость. Отзывы показали, что они увидели для себя точки роста, реально применимые инструменты и новые возможности для коммуникации с сотрудниками. Ответственное отношение слушателей отмечают и сами спикеры.
В целом создавалось ощущение живого диалога, слушатели активно приводили примеры из своего опыта, задавали вопросы. Видно было, что люди готовы что-то менять в своей практике. Максимальный отклик, на мой взгляд, получил вебинар про страх делегирования. Руководители встречаются с этой проблемой ежедневно, хорошо владеют инструментарием, но не всегда могут объяснить себе, почему что-то удается, а что-то нет. Есть ощущение, что наш разговор поможет более целостно подойти к вопросу.
Что дальше
Безусловно, навыки экологичного общения нужны не только руководителям, поэтому МТС планирует и дальше идти в тему здоровой коммуникации. На этот раз совместно с сервисом «Ясно» готовится серия вебинаров о том, как взаимодействовать уважительно и что делать, если в процессе рабочего общения сталкиваешься с буллингом или газлайтингом. Аудитория нового цикла будет расширена, т.к. эти темы касаются всех, да и дополнительная психологическая поддержка сейчас никому не помешает.