В Яндексе появились быстрые ответы от YandexGPT
Теперь они доступны всем пользователям — Яндекс расширил тестирование по ограниченному числу запросов. Как прошел бета-тест и как оценили новый элемент владельцы сайтов, рассказываем в обзоре от Rocket Business.
Что вообще произошло?
Быстрые ответы от языковой модели YandexGPT тестировали с сентября 2023. Участие приняли более 200 тысяч человек — среди них были и пользователи, и владельцы сайтов. Прежде чем рассказывать об их оценке эксперимента, покажем принцип работы быстрых ответов.
- Нейросеть в режиме реального времени находит несколько источников по запросу пользователя.
Формирует краткий ответ, используя фрагменты с разных сайтов и разных частей текста.
Выбирает самый полезный ответ и показывает его, прикладывая ссылку на источник.
Из плюсов — экономия времени на простых запросах. Яндекс заявляет, что быстрые ответы лучше справляются со сложными вопросами, чем традиционные ответы. Комментаторы с этим не согласны.
Еще один повод для недовольства: быстрые ответы существенно сдвигают вниз позиции в органической выдаче. О том, как аналогичный процесс вытесняет органику далеко за первый экран, мы уже писали в статье об SGE-поиске в Google.
Представители Яндекса справедливо отмечают, что рядом с ответами языковой модели всегда есть указание о том, что их сгенерировала нейросеть, и ссылка на источник. Но смогут ли быстрые ответы давать такой же объем трафика как первые строки выдачи, еще под вопросом.
Итоги бета-тестов Яндекса
70% оценок пользователей были положительными: участники теста делали акцент на полезности быстрых ответов YandexGPT.
Такие же 70% среди представителей интернет-площадок сообщили, что видят в быстрых ответах дополнительную возможность для продвижения своих сайтов. Далее — цитируем: «43% заметили рост трафика от попадания в блок быстрых ответов в качестве источника, а 50% ответили, что это способствовало росту узнаваемости бренда.»
Как участники исследований измеряли рост узнаваемости, авторы статьи не уточнили. По внутренним данным Яндекса, кликабельность (CTR) ссылки на источник ответа от YandexGPT сопоставима с CTR ссылок на сайты из топ-5 выдачи.
Владельцы сайтов могут запретить YandexGPT использовать свой контент. Для этого достаточно установить запрещающую директиву для YandexAdditional в robots.txt сайта.
А что с SGE?
Срок действия SGE в качестве эксперимента Google Labs должен был истечь в конце 2023. Но эксперимент продлили. Авторы профильных блогов предполагают, что SGE-поиск не будут активно внедрять в ближайшем будущем.
В самом широком смысле интеграция нейросетей в поиск началась еще в 2015 с RankBrain. Затем были Neural Matching и SpamBrain в 2018, Google MUM в 2021. И если одни системы искусственного интеллекта были заточены на распознавание лучшего контента, то другие указывали на спамные сайты.
Аналитики видят как минимум три большие проблемы, которые стоит решить, прежде чем ИИ-поиск можно будет масштабировать:
LLM нельзя использовать в качестве системы для поиска информации, поскольку для добавления новых данных ее необходимо полностью переобучить.
Архитектура «Трансформер» — неэффективна и дорогостояща. К тому же, ИИ склонен генерировать ложные факты — или галлюцинировать (AI hallucination).
Основная проблема — языковые модели не могут проводить фактчекинг. Пожалуй, это главное препятствие на пути к окончательному закреплению быстрых ответов от ИИ в самом верху выдачи.
Ждем новую волну экспериментов. Будут ли нейросети считать качественным контентом тексты от таких же нейросетей? Или будут выбирать авторский и исключительно "человечный" стиль? В любом случае такие обновления будут мотивировать на создание сайтов с по-настоящему полезным контентом.
А как вы смотрите на быстрые ответы от YandexGPT?