Главные провалы в бизнесе: история руководителя EGGHEADS Дениса Добрякова
И главные выводы, который сделал глава компании с выручкой 800 миллионов рублей в год.
Ещё 4 года назад история сервиса аналитики маркетплейсов EGGHEADS началась с ликвидации технологической компании и долгов на 100 миллионов рублей.
Это было роботизированное производство подарков Artskills, где на сайте можно было заказать любой дизайн подарка и система просчитывала срок доставки товара в любой город России, Казахстана и Беларуси.
Вторая система распределяла точную загрузку мастеров, на производстве висели экраны, показывающие реальный процесс изготовления, 7 типов производств, и ещё много крутых штук. На производство даже водили экскурсии. Вот одна из них:
Это был успешный бизнес, компания работала 12 лет, но в итоге – долги и огромный кассовый разрыв. Весь капитал сгорел. Это была поездка в раскачивающейся лодке с кучей дыр, где не было понятно, как выжить.
С огромными долгами Денис запустил сервис аналитики маркетплейсов EGGHEADS. С одной из главных ценностей – толерантность к ошибкам. В нашем брендбуке так и написано: «Я не Бэтмен, я человек».
Ошибки – это нормально, и надо совершать их как можно быстрее.
Но ошибки делятся на два типа:
- Грабли, которые вечно бьют вас по лбу, и вы снова на них наступаете.
- Те же грабли, которые бьют вас по лбу, но после первой встречи с ними вы делаете выводы и рефлексируете свои ошибки.
Делимся своими ошибками, чтобы вы их не совершали.
Факап 87. Стать лидером на крошечном рынке
Компания Artskills начиналась в гараже, где все сотрудники с искусственных лепестков, коробки из-под утюга и двустороннего скотча делали самодельные подарки. Мыслили так: лепестки стоят 100 рублей, коробка от утюга мамина и бесплатная, скотч стоит 50 рублей, а продать подарок можно будет за 3000 рублей. И это окей.
Ошибка: не мыслить рынками.
Тогда рынок персональных подарков был меньше 100 миллионов рублей. Сейчас – меньше миллиарда рублей. Это маленький рынок, на котором сложно заработать действительно хорошие деньги. Хотя Artskills стала лидером в персональных подарках, компании удалось заработать только 100 миллионов рублей.
Совет: искать большие рынки, где бизнесу можно развиваться. Рынок электронной коммерции на маркетплейсах – около 5 триллионов рублей.
Факап 114. Выбрать бизнес с ярко выраженной сезонностью
2 месяца в плюс vc 10 месяцев в минус.
В сфере подарков есть февраль и декабрь, когда всё в шоколаде. В остальное время все набранные мощности, фактически, простаивают. Если сложить все прибыльные месяцы и остальные, у Artskills получался 0.
Ошибка: исключительно сезонный бизнес, где есть всего несколько попыток в год заработать.
Офтоп. Однажды у Artskills заказали статуэтку Оскар «За самый громкий крик "Жопа"». Выяснилось, что когда-то давно один друг помог другому взойти на гору, и наверху приятели от усталости просто громко кричали «Жопаааа». Через много лет человек, которому помогли взобраться на гору, отправил такую статуэтку в поддержку своему другу, который приуныл.
Эти статуэтки Оскар (с разными надписями) стали бестселлером. И в сезон высоких продаж партия статуэток после доставки «Почты России» пришла полностью разбитой.
Совет: выбирайте не сезонный бизнес. А если в нём есть элемент сезонности, вводите ежемесячную подписку, обязательно обучение, аутстафф-услуги и другие способы удержания клиентов.
Факап 132. Дорогой плохой хороший директор
Когда Artskills рос, настало время нанимать для компании операционного директора. «Открываю сайт с кандидатами, смотрю, нихрена себе сколько они стоят», – рассказывает Денис Добряков. – Раз они столько стоят, значит, точно крутые ребята. Надо брать и спокойно сёрфить на Бали, а такой директор всё сделает».
Такой крутой и дорогой директор рассчитывает, что в компании процессы настроены, и надо реально просто управлять….А потом наступает первый рабочий день. И в реальности процессы совсем не идеальные, в делах бардак, ну и так далее. Так у большинства компаний.
Ошибка: нанимать директора из-за его топовости, а не по необходимым скилам.
Директоры бывают двух типов. «Архитектор» строит систему в компании, а «винт» потом помогает системе работать. Когда нужен «Архитектор», а нанимают «винта», с высокой долей вероятности он поломает и те процессы, что сейчас хоть худо-бедно, но работали.
Совет: найдите 5-10 другие предпринимателей, которые уже работали с наёмными директорами, расспросите их об их опыте и примените их к своему конкретному случаю.
Продолжать можно бесконечно. 🤪 Факап, как нанять 100 неэффективных сотрудников и уволить их через 6 месяцев; как не заглядывать в переменные расходы и офигеть от количества; как написать объявление о работе, на которое будут откликаться бездельники и ещё куча всего.
Больше интересных историй о провалах в бизнесе, и, самое главное, выводах, которые были сделаны, в видео:
Автор: команда сервиса аналитики маркетплейсов EGGHEADS.