Как дарить съедобные подарки, если среди получателей есть аллергики?
Рассуждаем на личном опыте о том, как рост аллергий влияет на общение в бизнесе, что делать со съедобными подарками и причем тут новая этика.
Привет! На связи команда Harsika. Мы занимаемся созданием концептуальных бизнес-подарков и мерча. А еще наблюдаем, как в деловой среде меняются отношения между людьми и превращаются в новую корпоративную культуру.
Есть, например, компании, которые начали использовать феминитивы в юридических документах. Это любопытный сдвиг: раньше тексты в договорах было принято писать вообще безлично, используя сухие канцеляризмы. Сегодня эти нормы пересматриваются, иногда неожиданным образом. Мы это безответственно назвали проявлениями «новой этики» и с любопытством наблюдаем, что будет дальше. Сфера бизнес-подарков — не исключение: здесь тоже есть свои перемены, но они происходят осторожнее.
Алкоголь, например, много лет остается традиционным презентом для партнеров по бизнесу ко дню строителя, а конфеты — классическим знаком внимания к 8-му марта. И, несмотря на частый запрос «придумать что-нибудь небанальное», и конфеты, и алкоголь не выходят из ТЗ заказчиков, сколько бы альтернатив мы ни предлагали. Согласно внутренней статистике, примерно 44% подарочных наборов включают в себя что-нибудь съедобное, и снижения спроса на такие решения мы не видим.
Но видим другое — очень изменились требования к производству.
Что не так с конфетами?
У нас в брифах для заказчиков предусмотрены «буйки». Это такие границы, за которые нельзя заплывать при выборе бизнес-подарка. Для каждой компании они уникальны. Но, обычно, там пишут о том, что уже дарили ранее, или о том, насколько смелыми могут быть слоганы в креативной концепции.
Пару лет назад в одном из таких брифов впервые появилась строчка «Не предлагать коробки с конфетами, шоколадом, медом и прочими вариантами еды». Это не было проблемой: нам и без еды есть что предложить. Но из чистого любопытства мы поинтересовались, как и почему в компании возник такой «буёк».
Ответ был очень простой: в коллективе есть аллергики.
Я в этот момент вспомнила, что, когда в юности нам приносили коробки с конфетами в качестве презента к семейному празднику, никто особенно не задумывался, будет ли их кто-то есть вообще. Это был запатентованный обществом знак внимания, поскольку конфеты стоили дорого, иногда их было непросто достать. В этом и была их главная ценность.
Позже мы прочитали, что в России почти 80% людей страдают от какого-либо вида аллергии, особенно пищевой. Становится понятным, почему сладости первыми попадают в зону риска — в их составе встречаются самые распространенные виды аллергенов:
- орехи;
- белый сахар;
- молоко и его производные;
- фрукты;
- шоколад.
Но конфеты и шоколад до сих пор занимают примерно 63% всех съедобных подарков в бизнес-среде (остальное, обычно, отводится алкоголю). Их популярность не снижается, поскольку для готовой упаковки легко разработать креативный дизайн и органично дополнить почти любой подарок. Шоколадные батончики часто кладут в велком-паки для новых сотрудников, а мятные конфеты — в наборы для командировок. Про 8-е марта не стоит даже говорить.
Поэтому отказ нескольких компаний от сладкого в подарках еще нельзя считать статистикой, доказывающей тенденцию к ЗОЖ. Это кажется слишком поверхностным выводом. А вот если посмотреть на эти отказы в более широком контексте, то мы увидим проявление той самой «новой этики», о которой говорили в начале.
И это не про ЗОЖ. Это про смещение фокуса с проявления внимания к проявлению заботы.
Да, бизнес становится с каждым годом всё более ориентированным на человека. Если речь идет о создании мерча для сотрудников, например, то мы видим, как заказчики тщательно отбирают образцы тканей. Всё, что скатывается, растягивается или теряет цвет — выбрасывают. Еще лет 7-8 назад финальным аргументов в выборе ткани была бы цена, а сегодня — качество.
Со съедобными подарками сложнее, поскольку нельзя протестировать состав конфет на всех сотрудниках. Но тенденция остается: производителей проверяют очень тщательно на наличие всех документов, подтверждающих добросовестную технологию производства.
Бизнес — это всегда про риски. И, выбирая съедобное наполнение для корпоративного подарка, бизнес тоже рискует. Но когда в вашей компании работают несколько десятков или даже сотен человек — вряд ли есть возможность угодить каждому. Поэтому даже если ваши конфеты кто-то не съест, то пусть они хотя бы запомнятся на уровне подачи.
А этот момент можно вывезти только за счет креатива и практичности.
Как креативно упаковать съедобный подарок?
В компаниях, где поощряется открытость, креатив и возможность самовыражаться, к подаркам относятся легче. Здоровый юмор и неординарность действительно способны вызвать приятные эмоции и оставить в памяти получателя яркое воспоминание. Главная задача в таких случаях — соблюсти баланс между креативом и «читабельностью», чтобы получатель подарка мог без труда понять его замысел.
Тут наши лучшие учителя — это создатели Kinder Surprise.
Пока одни кондитеры соревновались друг с другом в составах и формах лакомств, в итальянской компании Ferrero придумали яйцо с сюрпризом. Они сделали поедание шоколада промежуточным делом, а главной целью была спрятанная под его слоем коллекционная игрушка. Kinder покупали именно ради нее, и ради нее съедали шоколад. Это была кондитерская и маркетинговая революция, которая работает до сих пор. Поэтому:
Лайфхак💡
Если хотите подарить что-то съедобное, попробуйте сделать процесс поедания второстепенным.
У нас было несколько кейсов, когда вместо пачек с печеньем мы предлагали подарить набор для его выпекания в стеклянной банке. Рецептуру разрабатывал приглашенный специально повар-кондитер.
Суть идеи в том, чтобы показать связь между руководителем и его сотрудниками, где руководитель собирает в кучу все необходимые ресурсы (или ингредиенты в банку), а сотрудники "готовят" результат (варят какао).
Язык бизнес-коммуникации стал гораздо человечнее и гибче. Это тоже проявление «новой этики», где мы и сами выступаем ее приверженцами. Изготовить красивый сувенир недостаточно, важно передать его замысел, подчеркнуть значимость отношений между дарителем и получателем. Если для этого хочется подарить банку тушенки — давайте придумаем, как подарить ее эффектно.
Выводы
Съедобные подарки — это нормально. Требования к их производству стали строже, потому что фокус смещается с проявления внимания к проявлению заботы. Но сладости, по-прежнему, остаются в приоритете, хотя благодаря «новой этике» этот штамп начинает трансформироваться.
Сегодня, чтобы сделать съедобный подарок, нужно проявить креатив. Так даже люди, которые не смогут употребить подаренное в пищу, смогут хотя бы посмеяться вместе со всей остальной командой. А некоторые раздадут печенье коллегам, чтобы забрать себе классную банку для летних смузи.
Кажется, это лучше, чем ничего, правда?