Как дарить съедобные подарки, если среди получателей есть аллергики?

Рассуждаем на личном опыте о том, как рост аллергий влияет на общение в бизнесе, что делать со съедобными подарками и причем тут новая этика.

Об аллергии на цветение мы рассуждать не собираемся, но этот парень покорил нас степенью принятия ситуации. 
Об аллергии на цветение мы рассуждать не собираемся, но этот парень покорил нас степенью принятия ситуации. 

Привет! На связи команда Harsika. Мы занимаемся созданием концептуальных бизнес-подарков и мерча. А еще наблюдаем, как в деловой среде меняются отношения между людьми и превращаются в новую корпоративную культуру.

Есть, например, компании, которые начали использовать феминитивы в юридических документах. Это любопытный сдвиг: раньше тексты в договорах было принято писать вообще безлично, используя сухие канцеляризмы. Сегодня эти нормы пересматриваются, иногда неожиданным образом. Мы это безответственно назвали проявлениями «новой этики» и с любопытством наблюдаем, что будет дальше. Сфера бизнес-подарков — не исключение: здесь тоже есть свои перемены, но они происходят осторожнее.

Позаимствовали мем <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fa%2FXzyzYHD4ZVWqj8XY&postId=1086230" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">отсюда</a>. 
Позаимствовали мем отсюда

Алкоголь, например, много лет остается традиционным презентом для партнеров по бизнесу ко дню строителя, а конфеты — классическим знаком внимания к 8-му марта. И, несмотря на частый запрос «придумать что-нибудь небанальное», и конфеты, и алкоголь не выходят из ТЗ заказчиков, сколько бы альтернатив мы ни предлагали. Согласно внутренней статистике, примерно 44% подарочных наборов включают в себя что-нибудь съедобное, и снижения спроса на такие решения мы не видим.

Но видим другое — очень изменились требования к производству.

Что не так с конфетами?

У нас в брифах для заказчиков предусмотрены «буйки». Это такие границы, за которые нельзя заплывать при выборе бизнес-подарка. Для каждой компании они уникальны. Но, обычно, там пишут о том, что уже дарили ранее, или о том, насколько смелыми могут быть слоганы в креативной концепции.

Пару лет назад в одном из таких брифов впервые появилась строчка «Не предлагать коробки с конфетами, шоколадом, медом и прочими вариантами еды». Это не было проблемой: нам и без еды есть что предложить. Но из чистого любопытства мы поинтересовались, как и почему в компании возник такой «буёк».

Ответ был очень простой: в коллективе есть аллергики.

Я в этот момент вспомнила, что, когда в юности нам приносили коробки с конфетами в качестве презента к семейному празднику, никто особенно не задумывался, будет ли их кто-то есть вообще. Это был запатентованный обществом знак внимания, поскольку конфеты стоили дорого, иногда их было непросто достать. В этом и была их главная ценность.

Екатерина Харсика, основатель Harsika Agency

Позже мы прочитали, что в России почти 80% людей страдают от какого-либо вида аллергии, особенно пищевой. Становится понятным, почему сладости первыми попадают в зону риска — в их составе встречаются самые распространенные виды аллергенов:

  • орехи;
  • белый сахар;
  • молоко и его производные;
  • фрукты;
  • шоколад.

Но конфеты и шоколад до сих пор занимают примерно 63% всех съедобных подарков в бизнес-среде (остальное, обычно, отводится алкоголю). Их популярность не снижается, поскольку для готовой упаковки легко разработать креативный дизайн и органично дополнить почти любой подарок. Шоколадные батончики часто кладут в велком-паки для новых сотрудников, а мятные конфеты — в наборы для командировок. Про 8-е марта не стоит даже говорить.

Поэтому отказ нескольких компаний от сладкого в подарках еще нельзя считать статистикой, доказывающей тенденцию к ЗОЖ. Это кажется слишком поверхностным выводом. А вот если посмотреть на эти отказы в более широком контексте, то мы увидим проявление той самой «новой этики», о которой говорили в начале.

И это не про ЗОЖ. Это про смещение фокуса с проявления внимания к проявлению заботы.

Да, бизнес становится с каждым годом всё более ориентированным на человека. Если речь идет о создании мерча для сотрудников, например, то мы видим, как заказчики тщательно отбирают образцы тканей. Всё, что скатывается, растягивается или теряет цвет — выбрасывают. Еще лет 7-8 назад финальным аргументов в выборе ткани была бы цена, а сегодня — качество.

Со съедобными подарками сложнее, поскольку нельзя протестировать состав конфет на всех сотрудниках. Но тенденция остается: производителей проверяют очень тщательно на наличие всех документов, подтверждающих добросовестную технологию производства.

Саша Лужковская, маркетолог в команде Harsika

Бизнес — это всегда про риски. И, выбирая съедобное наполнение для корпоративного подарка, бизнес тоже рискует. Но когда в вашей компании работают несколько десятков или даже сотен человек — вряд ли есть возможность угодить каждому. Поэтому даже если ваши конфеты кто-то не съест, то пусть они хотя бы запомнятся на уровне подачи.

А этот момент можно вывезти только за счет креатива и практичности.

<a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.behance.net%2Fgallery%2F81266103%2FROCCA-Mid-Autumn-Gift-Box&postId=1086230" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Пример </a>очень эстетичной упаковки, которую можно использовать дома, даже когда печенье закончится.
Пример очень эстетичной упаковки, которую можно использовать дома, даже когда печенье закончится.

Как креативно упаковать съедобный подарок?

В компаниях, где поощряется открытость, креатив и возможность самовыражаться, к подаркам относятся легче. Здоровый юмор и неординарность действительно способны вызвать приятные эмоции и оставить в памяти получателя яркое воспоминание. Главная задача в таких случаях — соблюсти баланс между креативом и «читабельностью», чтобы получатель подарка мог без труда понять его замысел.

Тут наши лучшие учителя — это создатели Kinder Surprise.

Пока одни кондитеры соревновались друг с другом в составах и формах лакомств, в итальянской компании Ferrero придумали яйцо с сюрпризом. Они сделали поедание шоколада промежуточным делом, а главной целью была спрятанная под его слоем коллекционная игрушка. Kinder покупали именно ради нее, и ради нее съедали шоколад. Это была кондитерская и маркетинговая революция, которая работает до сих пор. Поэтому:

Лайфхак💡

Если хотите подарить что-то съедобное, попробуйте сделать процесс поедания второстепенным.

У нас было несколько кейсов, когда вместо пачек с печеньем мы предлагали подарить набор для его выпекания в стеклянной банке. Рецептуру разрабатывал приглашенный специально повар-кондитер.

Суть идеи в том, чтобы показать связь между руководителем и его сотрудниками, где руководитель собирает в кучу все необходимые ресурсы (или ингредиенты в банку), а сотрудники "готовят" результат (варят какао).

Банка с "Почти какао", которую мы готовили для Химрар. И, да. Банка тоже в хозяйстве пригодится.
Банка с "Почти какао", которую мы готовили для Химрар. И, да. Банка тоже в хозяйстве пригодится.

Язык бизнес-коммуникации стал гораздо человечнее и гибче. Это тоже проявление «новой этики», где мы и сами выступаем ее приверженцами. Изготовить красивый сувенир недостаточно, важно передать его замысел, подчеркнуть значимость отношений между дарителем и получателем. Если для этого хочется подарить банку тушенки — давайте придумаем, как подарить ее эффектно.

Екатерина Харсика, основатель Harsika Agency

Выводы

Съедобные подарки — это нормально. Требования к их производству стали строже, потому что фокус смещается с проявления внимания к проявлению заботы. Но сладости, по-прежнему, остаются в приоритете, хотя благодаря «новой этике» этот штамп начинает трансформироваться.

Сегодня, чтобы сделать съедобный подарок, нужно проявить креатив. Так даже люди, которые не смогут употребить подаренное в пищу, смогут хотя бы посмеяться вместе со всей остальной командой. А некоторые раздадут печенье коллегам, чтобы забрать себе классную банку для летних смузи.

Кажется, это лучше, чем ничего, правда?

55
4 комментария

Добрый день, очень интересная тема и статья! И 100% практичная рекомендация))

1
Ответить

Спасибо за отзыв! Рады, что вы нашли для себя что-то полезное!

1
Ответить

Не забывайте о безлактозниках. им не доступны какао или смеси с сухим молоком

Ответить

Да, к сожалению, так и есть! У нас был еще набор с ризотто в банке для той же компании. Хотя в ризотто принято использовать сыр, в смеси его, конечно, не было. Каждый мог добавить по вкусу.

А какой съедобный набор вы бы предложили в качестве универсального?

Ответить