Что выбрать для интернет-магазина: конструктор, шаблон или код
Рассказываем, какой инструмент выбрать для создания интернет-магазина под разные задачи бизнеса.
Для того чтобы в e-com растить аудиторию и работать вдолгую, компании нужен хороший сайт. Его можно сделать на конструкторе, коде или с помощью CMS-шаблона. У каждого инструмента есть свои особенности. Например, конструктор и шаблон позволяют быстро запустить сайт, а код — разработать уникальный функционал и дизайн.
В преимуществах и недостатках всех инструментов мы разобрались вместе с Дмитрием Балыкиным, основателем диджитал-агентства Cedro.
Готовые конструкторы сайтов
Это онлайн-платформы, которые позволяют собрать и запустить сайт без технических навыков. Конструкторы предлагают готовые решения под разные задачи. Например, с их помощью можно добавлять и удалять разделы сайта, менять текст, изображения и кнопки.
Преимущества конструкторов:
- помогут запустить MVP сайта (англ. Minimal Viable Product — минимально жизнеспособный продукт);
- дадут возможность протестировать гипотезы, если компания только выходит на рынок;
- помогут собрать сайт с небольшим стартовым бюджетом за короткий период. Так, стоимость подписки на Tilda стартует от 500 ₽ в месяц, а услуги дизайнера-фрилансера — от 10 000 ₽.
Несмотря на то что конструктор — простой инструмент, я бы не рекомендовал самостоятельно собирать на нем сайт. Если нет нужного бэкграунда, высока вероятность, что сайт получится неудобным для пользователя. Лучше обратиться к дизайнеру или разработчику, которые знают все нюансы конструкторов.
Недостатки конструкторов:
- не подходят тем, кто планирует сделать интернет-магазин, например, с личным кабинетом пользователя, функцией отслеживания статуса заказа, персональными рекомендациями товаров;
- предлагают типовой дизайн без уникальных фишек;
- не дают собрать обширную аналитику — чем больше счетчиков метрик, тем дольше будет загружаться сайт;
- ограничивают развитие — сервисы не дают доступ к исходному коду, а значит у владельца не получится перенести сайт с конструктора на код;
- могут осложнять SEO-оптимизацию магазина.
Например, у Tilda стандартный каталог товаров плохо индексируется и не дает возможность назначить уникальные URL товарам. Чтобы решить эту проблему, лучше делать отдельную страницу для каждой позиции. Но это не подойдет тем, у кого большой ассортимент: придется тратить много времени на постоянное обновление страниц.
Примеры сервисов-конструкторов: Tilda, uKit, Webflow, Nethouse, Ucraft.
CMS-шаблоны сайтов
Это готовые инструменты, которые работают на базе CMS — программы для управления контентом на сайте. Шаблоны похожи на конструкторы: тоже помогают быстро создать сайт. В них есть готовая структура, которую нужно просто дополнить логотипом компании, иллюстрациями и другими данными. Но, в отличие от конструкторов, у СMS-шаблона более широкий функционал для онлайн-торговли. Например, с его помощью можно настроить контент под регион покупателя и добавить индикатор наличия товаров.
CMS-шаблоны подойдут, если нужен интернет-магазин с более широким набором функций, а уникальный дизайн при этом не так важен.
Преимущества шаблонов:
- дают возможность быстро запустить сайт;
- помогают внедрить разные функции — фильтры для поиска товаров, персональные рекомендации, рекламные баннеры;
дают инструменты, с помощью которых можно управлять товарами в интернет-магазине и на маркетплейсах в режиме одного окна;
позволяют продвигаться с минимальными ограничениями — в шаблонах есть блоки для SEO-текста и автоматическая генерация метатегов;
интегрируются с сервисами веб-аналитики — в большинство шаблонов можно добавлять счетчики метрик без ущерба для скорости загрузки сайта;
подходят для запуска магазина с бюджетом от 50 000 ₽.
Недостатки шаблонов:
- ограничивают кастомизацию — функционал магазина будет ограничен возможностями шаблона;
- не дают сделать интернет-магазин с уникальным дизайном;
как и конструкторы, усложняют перенос сайта с шаблона на код;
требуют базовых знаний HTML и CSS для того, чтобы настроить дизайн и структуру некоторых страниц.
Примеры CMS-сервисов c шаблонами: Bitrix Aspro, WordPress, OpenCart.
Разработка сайта на коде
Если конструкторы и CMS-шаблоны — готовые инструменты, то код подразумевает индивидуальный подход к сайту. Тут разработчики создают решение под конкретный запрос бизнеса. Например, могут сделать дизайн и функционал, которые будут транслировать ценности компании и продукта.
Если компания хочет сайт с уникальным дизайном, интерфейсом и функционалом, стоит выбрать кастомную разработку. Этот вариант позволяет запустить интернет-магазин один раз и надолго. В дальнейшем сайт можно будет легко развивать.
Преимущества сайтов на коде:
- дают возможность добавлять на сайт любой функционал без ограничений;
- предлагают неограниченные инструменты продвижения — структуру для SEO, разметку веб-страниц, быструю скорость загрузки и генерацию ссылок;
- дают решение под ключ без привязки к тарифам и требованиям сторонних площадок;
- дают возможность настроить интеграции с сервисами веб-аналитики и добавлять неограниченное количество счетчиков метрик.
Недостатки сайтов на коде:
- впишутся не в каждый бюджет на старте, средняя стоимость разработки — 1–3 млн ₽;
- требуют больше времени для запуска, чем на конструкторе или шаблоне, — в среднем до полугода.
Лучше выбирать разработчиков, которых вам порекомендовали. Если такой возможности нет, есть вариант подобрать специалиста на сайте рейтингов, например «Тэглайн» или «Рейтинг Рунета».
Примеры сервисов: выбор технического стека для сайта на коде зависит от задач проекта.
Чек-лист: как выбрать инструмент для запуска интернет-магазина
- Обозначьте для чего бизнесу нужен сайт. Если хотите протестировать гипотезы или оценить спрос на товары, подойдет конструктор или шаблон.
- Определите бюджет и сроки. Если у вас ограниченный бюджет и хотите запустить сайт быстро, выбирайте конструктор или шаблон. Так вы начнете развивать бренд и привлечете лольяную аудиторию.
- Пропишите требования к сайту. Например, если вы хотите продуманный дизайн и функционал, вам подойдет сайт на коде. А если важно запустить интернет-магазин с готовыми решениями — шаблон или конструктор.
- Оцените ближайшие планы. Если хотите масштабироваться и регулярно добавлять на сайт новый ассортимент, делайте интернет-магазин на коде.
***
«Без базара» — журнал про реальную торговлю. Тут кейсы, лайфхаки и советы от e-коммерсов и экспертов крупных сервисов для бизнеса.