Jobni.ru — 1.5 года неудач или как мы делали сайт по работе. Часть 1 — приквел
Всем привет! Меня зовут Вячеслав и сегодня я начинаю серию статей о разработке большого проекта — сайта по работе Jobni.ru
Это будет серия статей и самой бесполезной из них, наверное, будет первая. В ней я представлюсь и расскажу о том, как я пришел к разработке собственного большого проекта
Обо мне
Мои компетенции
- Управленец — опыт 15 лет, в 18 лет я организовал компьютерную компанию, которая по сей день кормит нашу семью и мои начинания в других сферах
- Продажник — опыт 18 лет. с 13 лет продаю, но считаю, что с 16 лет — тогда появился первый опыт корпоративных продаж
- IT — в 7 классе я установил red hat 7.2 на celeron 500 и т.д.
- Разработчик — все 15 лет я занимался автоматизацией деятельности своей организации и примерно половину этого времени автоматизацией компании клиентов. Это и маленькие бизнесы и большие предприятия, в том числе производственные, ресурсные и торговые сети
- Гидропонист / Ситифермер — 2 года назад я начал заниматься выращиванием клубники и похоже это превращается в производство
Почему я принял решение делать свой IT проект?
Я устал. Устал от:
Постоянных переключений между проектами. Нет, в целом переключения меня не пугают, я постоянно работаю по 18 часов 7 дней в неделю (спасибо моей жене, моему сыну и собаке, что еще не выгнали меня из дома), но иногда когда работаешь в 3 — 7 внешних проектах одновременно при наличии своих — это много…
Ублажения разных контактных лиц в проектах. НЕ бывает идеального проекта при работе на заказчика, когда один человек говорит, что тебе делать, особенно если это большой проект. Однажды была встреча с ресурсной организацией в Екатеринбурге — там было 16, 16 КАРЛ лиц, которые выдвигали свои требования. Дак вот когда все эти «директора» ушли и осталось 3 IT-шника, оказалось, что вся эта 3.5 часовая встреча — ненужная фальшь, а делать нужно совсем друго… . В общем выявление потребностей всех ответственных лиц, разработка продукта под них, а особенно работа с их мотивацией (часто бывает, что проект никому кроме тебя на самом деле не нужен. Скажите, что и ладно, если платят деньги, но я так лично не могу — мне важно видеть результат своего труда! А еще когда мотивации у линейных руководителей нет — это приводит к глобальным переделкам, потому что они соглашались на все во время постановки ТЗ, но фактически думать головой начинают только во время внедрения) — это выматывает
Разного стека технологий. Кажется за всю мою жизнь я перепробовал (разработал, доработал, переработал) все классы систем (CRM, логистика, производство и т.д.) и во все нужно погружаться, искать специалистов, которые будут под твоим руководством выполнять работы, т.к. в штате такой ассортимент сотрудников держать просто нерентабельно. Стек (с английского куча) технологий — это набор компетенций, требуемый для решения поставленной задачи. Например человек, всю жизнь работающий с CRM (система управления взаимоотношениями с клиентами) выполнит задачу по интеграции SMS сервисов или ВАТС (виртуальной АТС) за несколько часов — дней, а если эту задачу поставить человеку с другим стеком — он будет возиться с ней месяц, а то и больше
Дебиторка. Как без нее? Сделай качественно и потом еще собери (читай забери) то, что тебе причитается
После того как 6 млн застряло в дебиторской задолженности было четкое понимание того, что новый проект не должен быть с пост оплатой, чтобы экономить нервы и средства для возврата своего, заработанного
В итоге я понял, что, если не распылятся на много разных проектов можно сфокусироваться все внимание и сконцентрировать силы на одном — должен получится классный продукт, свой продукт!
И вот. Одним зимним утром 2016 года, проснувшись и открыв глаза я четко понял, что готов. Готов пробовать создать ПО, но речь пойдет пока не о Jobni
Приложение Умный Ребенок — первые попытки и первые неудачи
Вовке (сыну) тогда было 4 года. У нас была банальная потребность учиться считать, читать, писать. Я и несколько сотрудников начали изучать игровые движки. Остановились на Unreal Engine, т.к. опыта разработки ни в чем, кроме 1С особо не было, а Unreal имел blueprint’ы. Для тех, кто не в курсе — писать код там не нужно, достаточно соединять pin’ы и логика вроде бы готова
Так же нас в этом движке привлекла возможность сборки кроссплатформенных приложений. Так мы сделали приложение Умный ребенок. Оно включало в себя:
Изучение алфавита (английского и русского) — нажимая на букву или цифру ребенок слышал ее произношение. Это позволяло учить алфавит
Изучение цифр — аналогично
- Изучение слов (английских и русских) — в данном случае задачей ребенка было перепечатывание слов вместе с прослушиванием произношения отдельных букв и финального слова
Стишки — русские, без авторства или с авторством, но, чтобы автор был мертвый, чтобы не было проблем с правами:)
Рассказы, в том числе написанные для нашего приложения — мой друг детства — Александр Бахарев писал детские рассказы — мы их добавили в приложение. Вообще приложение получилось в виде виртуального друга медведя, который в процессе диалога обучал ребенка — было круто, реально
- Иллюстрации были выполнены супругой Александра — Екатериной. Она профессиональный художник
Все вышеперечисленное было озвучено на русском (опять же Александром) и на английском языках (тут помогала моя супруга Колесникова Елена — лингвист переводчик по образованию)
- Важный пункт, который чуть не забыл — возможность обучения с разных учётных записей родителей или других родственников. Например, Вовку отвозили к бабушке, и она со своего телефона «продолжала» заниматься с ним. В общем приложение было клиент — серверным, прогресс ребенка сохранялся, а учетные записи родителей прикреплялись к ребенку
На все это чудо мы потратили около 300 т р и КУЧУ времени. Вовка выучил цифры, алфавит, начал считать и читать. Я подумал, что если этот «софт» приносит пользу — его можно показать миру
Вы никому не нужны! Особенно государству
Во время разработки я консультировался с воспитателем Вовки в садике — Еленой Викторовной, за что ей большое спасибо! Приложение ей нравилось и результаты Вовки подтверждали эту оценку
Мои мысли были такими:
- Как-то до достучаться до родителей напрямую (работа с конечным заказчиком)
- Обходить все садики и разговаривать с воспитателями — долго, трудозатратно (работа с агентами)
- Пойти к кому-то вышестоящему агентов (работа через лобби)
В связи с тем, что опыта маркетинга у меня не было, как и времени в связи с загрузкой, а опыта корпоративных продаж хоть отбавляй было принято решение идти к мэру Екатеринбурга, т.е. действовать через агентов и лобби. Мэром тогда был Евгений Ройзман и у него раз в неделю проходили приемы населения. Сказать, что PR этих приемов был хорош — ничего не сказать — о них знали все
Сразу оговорюсь — денег за приложение я не просил, на тот момент задача была получить опыт разработки хоть чего ни будь «своего» и хоть как-то это «раскрутить»
В общем просидел я в очереди 1 час 20 минут ПОСЛЕ назначенного времени, периодически заглядывая в открытый кабинет и наблюдая картину как мэр подписывал свои книги за место встреч с ожидающими. Я расстроился, но дождался встречи. На приеме кроме обтекаемых фраз и ссылки на министерство образования ничего не получилось
После я пытался взаимодействовать с министерством образования, фондом поддержки предпринимательства и на этом закончил… провалом
Из маркетинг — мероприятий мы сделали:
- Публикацию приложения в Google Play
- Создали группу ВК, в которую вступили наши знакомые и знакомые наших знакомых
Подводя итог моей пробы пера в сфере разработки могу сказать следующие:
- При разработке данного приложения моя цель № 1 была достигнута — сын выучил цифры, буквы, начал считать и писать в нашем приложении. Это положительно
- Но, когда я захотел показать его людям, успехом это не увенчалось. Скачиваний и установок не было, как и опыта в распространении ПО. Все мои диджитал активности свелись к созданию группы в ВК и приглашении туда всех моих друзей и друзей моих «коллег по цеху»
Выводы:
- Вначале анализ рынка, понимание каналов «сбыта», а уже потом реализация
- Маркетинг важен, ОЧЕНЬ ВАЖЕН!
Проработав все положительные моменты и заплатив тем самым 300 т р за данный опыт (стоимость разработки) я решился на следующий шаг
В комментариях прошу задавать вопросы, постараюсь отвечать
План публикации статей:
- Часть 1 — приквел
- Часть 2 — 1 версия сайта. МНОГО ошибок на большие деньги!
- Часть 3 — 2 версия сайта. Первые успехи
- Дополнительные статьи. Тестирование гипотез или как делать проект, который нужен
- Дополнительные статьи. MVP (минимально жизнеспособный продукт
- Дополнительные статьи. Комплектующие большого проекта
- Дополнительные статьи. Правильно выбрал стек — сэкономил половину бюджета
- Дополнительные статьи. Тестирование (человек + автотесты)
- Дополнительные статьи. Переделки неизбежны. Изменения бизнес-процессов + рефакторинг
- Дополнительные статьи. Реклама. Оффлайн
- Дополнительные статьи. Реклама. Онлайн
- Дополнительные статьи. SEO
- Дополнительные статьи. Мобильное приложение. WebView vs Native. Разориться не заработав?
- Дополнительные статьи. Как найти инвестора?
- Дополнительные статьи. Удаленка — это НЕ плохо. К этому нужно привыкнуть и понять, как это контролировать