Консультация от Ozon стоимостью 110.000 рублей!
✍ Этот пост адресован представителям OZON, продавцам которые работают по системе FBO и всем остальным :)
Предистория...
На маркетплейсе уже давно открыт магазин, с ноября 2021 года. С самого начала была найдена хорошая ниша 👌. Товар был простым, лёгким и дешёвым, для старта самое то!
За 10 месяцев наш оборот вырос почти в 20 раз 😎 ! Мы арендовали склад/офис и решили, что нужно развиваться дальше и заказывать большие объёмы данного товара для того, чтобы равномерно распределить его по складам и разным регионам.
Оформили кредит в пол миллиона 💰 и почти на все эти деньги сделали заказ в Китае!
Через 1.5 месяца получили партию, промаркировали, расфасовали всё по коробкам, сверились с рекомендациям по поставкам и отправили всё на склады Ozon 📦. Это было в декабре 2022 года .
На фоне расширения товарной матрицы и географии продаж мы ожидали всплеск продаж 🚀 увеличения оборота, чистой прибыли! В общем настрой был очень хорошим.
Что было дальше ?!
🎅 Прошёл Новый Год, к середине января 2023 года все товары благополучно доехали до складов назначения. В виду того, что наш товар всесезонный мы предполагали, что после праздников продажи полетят вверх!
☝ НО ! С чем это связано, неизвестно, буквально через месяц после поставки наш оборот вместо увеличения пошёл вниз, соответсвенно оборачиваемость товара начала резко падать, а из-за того что мы отгрузили большие объём, Озон стал начислять плату за хранение.
Благо в то время тариф составлял примерно 30 копеек за 1 литр. И суммарно выходило около 11.000 руб. в месяц, что было не приятно, но терпимо!
С каждым следующим месяцем оборот уменьшался и к концу 2023 года он упал с 600-700.000 руб. до 130-150.000 руб. в месяц 🤷♂.
Стоит добавить, что помимо Озона у нас было несколько других магазинов. Ещё один на Озоне, на WB и Яндексе. Поэтому мы особо не переживали, да оборот упал, с платой за хранение мы смирились, но продажи идут и вроде бы всё нормально!
В начале 2024 года, мы пришли к выводу, что нет смысла продолжать платить Озону за хранение и держать там остатки не ликвидного товара. Решили вывезти позиции по которым совсем не было продаж.
Тут то нас и подловили...
👨💻 Чтобы понять как лучше и выгоднее всего вывезти товар, мы обратились в службу поддержки для разъяснения всех нюансов и тарифов.
Запрос был максимально простой.
Цель вывезти товар, который имеет себестоимость 20-30 рублей, не платя относительно себестоимости огромную плату в 60 рублей за услугу подготовка товара.
Ответ был чётким и понятным. Я трактовал слова оператора так, есть 2 способа как вывезти свои товары со складов Ozon:
- Приехать на склад самостоятельно 🚙 и в таком случае придётся заплатить за подготовку каждого товара по 50 руб.
- Заказать курьера 🚚, в таком случае сотрудники озона возьмут коробки с товаром, который хранится на складе, измерят его объём и отправят курьером. В данном случае стоимость вывоза будет зависеть от объёма получившихся коробок.
Понимая, что я могу что-то не так понять или не верно трактовать слова оператора 🤔, я переспросил ещё раз и был полностью удовлетворён ответом.
После данного диалога, создал несколько заявок на вывоз с помощью курьера. Суммарно более 2000 единиц товара. Осталось лишь подождать, когда Озон соберёт мой товар и отправит своим курьером.
Тем временем в личном кабинете отображается стоимость вывоза, 3400 рублей.
Через несколько дней, как сотрудники подготовили товар к вывозу, я вижу как в личном кабинете появилось списание 😳 на сумму 25.000 рублей, в названии операции написано "Подготовка товара к возврату". Я сразу же написал в поддержку пытаясь обьяснить, что у них произошла ошибка и меня проконсультировали иначе.
От консультанта поступил простой ответ, что в любом случае нужно платить 🤷♂ за каждую единицу товара 50 руб. вне зависимости от выбранного способа забора груза .
В скоре пришло ещё одно списание, 😰 на 85.000 рублей. За подготовку товара из другой заявки.
При попытке их отменить (заявки на вывоз), на сайте появлялась ошибка. А поддержка отвечает, что услуга уже оказана и отменить её никак не возможно 🙅♂ !
🤥 Тем не менее они признали, что консультация была не корректная, но к сожалению правила есть правила и условия одинаковы для всех!
В дальнейшем весь диалог с поддержкой сводится к тому, что я подписал договор оферты и правила одинаковы для всех.
🤔 Мне стало интересно, если я точно не могу понять, что подразумевает то или иное правило в их оферте, могу ли я полагаться на сотрудников Озона при консультации в чате? Несут ли сотрудники, хоть какую то ответственность?
Ведь в договоре прописано, что все коммуникации с Озоном ведутся через чат. То есть это официальная переписка, 👨💻 несущая юридическую силу, а не приятельский диалог где я спрашиваю мнение друга, как он понимает эту оферту!
Но вы только вчитайтесь в их ответ. Видимо, чтобы уменьшить свои издержки, Озон сократил количество операторов на линии и почти на все вопросы отвечает Бот 🤖 , который может ошибаться.
Конечно, если бы наш товар стоил существенно дороже, возможно мы бы отнеслись к этому спокойней, но по их тарифу и логике мы должны выкупить свой же товар у них почти в 3 раза дороже себестоимости!
👨⚖ Но мы отреагировали на всю эту ситуацию Досудебной претензией и Иском в суд. Так как считаем, что консультант не может так ошибаться, особенно в таких важных вопросах (касающихся денег). Озон мог бы признав, ошибку с их стороны отменить данную услугу и вернуть например товар на свой склад. Пусть капало бы хранение, мы бы лучше занялись рекламой на эти деньги.
В итоге в личном кабинете -110.000 рублей, продажи падают ещё сильнее, а в скоре из-за образовавшегося минуса Озон отрубает платное продвижение для товаров и оборот скатывается до 3-5 тысяч в день (
Но в июне всё стало ещё хуже!
Думаю многие продавцы были удивлены новыми тарифами Озона на хранение товара на складе. Если до этого они подняли стоимость с 0.3 руб. до 0.5 руб, то с 1 июня 2024 года стоимость хранение увеличилась в 3 раз! До 1.5 рубля за литр 👍 !!!
Помимо отсутствия продаж, Озон стал начислять примерно 45.000 рублей в месяц только за хранение нашего товара!
С повышением тарифа, конечно можно не согласиться, в этом случае они любезно предложат отчистить склад, заплатив за подготовку каждой единицы товара по 50 руб.
Считаю, что такие кабальные условия могут просто уничтожить бизнес многих продавцов и обанкротить многих предпринимателей.
Были ли у кого-нибудь подобные ситуации (особенно кто судился с Озон, поделитесь своим опытом в комментариях или напишите в личные сообщения, будем очень благодарны!